Защита прав потребителей по кредитам в банках

Защита прав потребителей по кредитам в банках

Защита прав потребителей по кредитам в банках
СОДЕРЖАНИЕ
0

Какие права рассматриваемых лиц чаще всего нарушаются?

С 1 октября 2010 г. в России начал работу институт общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена), действующий на основании утвержденных Советом Ассоциации российских банков Положения об общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене) и Регламента общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена).

Финансовый омбудсмен рассматривает споры между физическими лицами и финансовыми организациями. Спор передается на рассмотрение финансовому омбудсмену только по инициативе физического лица — клиента кредитной организации путем подачи заявления. Подача заявления и рассмотрение дела для граждан являются бесплатными. Обращение к финансовому омбудсмену возможно только после подачи жалобы в кредитную организацию.

На сегодняшний день в мире существуют несколько моделей организации службы финансового омбудсмена, наибольшее распространение получили модели Великобритании и Германии. Одной из главных задач в деятельности финансового омбудсмена является обязательность вынесенного им решения. Для английской и германской моделей характерна обязательность решений омбудсмена и наличие способов принуждения финансовой организации к исполнению решения.

В некоторых странах (Италия, Канада, Австралия) решения омбудсмена не носят обязательного характера, но при этом наблюдается почти стопроцентное их исполнение, что обусловлено высокой культурой ведения бизнеса в этих странах и значительной конкуренцией. Что касается России, на наш взгляд, необходимо установить обязательность решения финансового омбудсмена, так как в противном случае введение данного института не будет иметь смысла.

Еще одним актуальным для России вопросом является финансирование деятельности финансового омбудсмена. Здесь наиболее эффективным представляется механизм, действующий в Великобритании, где помимо ежегодного взноса для финансовой компании предусматривается установление фиксированной платы за рассмотрение каждого спора. Соответственно, чем меньше жалоб на деятельность компании, тем меньше средств она тратит на оплату услуг омбудсмена.

В большинстве стран мира задачей омбудсмена является не только разрешение спора, но и разъяснение потребителю финансовых услуг его прав и обязанностей. В качестве примера можно привести статистику по Великобритании, где в Службу финансового омбудсмена в 2010 — 2011 гг. поступило около 200 000 жалоб.

Таким образом, на сегодняшний день очевидна необходимость принятия специального закона, в котором будут закреплены порядок обращения граждан к финансовому омбудсмену, процедура разрешения спора и вынесения окончательного решения. Для реализации этой идеи необходимо внимательно проанализировать зарубежный опыт и выбрать наиболее подходящие для России механизмы организации работы финансового омбудсмена.

Защита прав потребителей по кредитам в банках

Защита прав потребителей по кредитам будет эффективной только при отсутствии в договоре кредитования следующих пунктов: 

  • одностороннее изменение банком сроков погашения ссуды;
  • повышение процентной ставки в одностороннем порядке;
  • наличие комиссионных за выполнение операций  (исключение — закон № 395 от 02.12.1990 г.);
  • штраф за отказ от ссуды;
  • комиссия и штраф за досрочное погашение. 

Рассмотрим нормативные акты, которые стоят на защите потребителей от банковского произвола.

  • Самым популярным нарушением прав потребителей банковских услуг является изменение условий кредитования (процентной ставки) в одностороннем порядке. В подобных случаях процентная ставка растет, при этом клиента ничего об этом не знает.
    • Со стороны законодательных актов, а точнее закона «О банках и банковской деятельности», подобные изменения условий в одностороннем порядке являются грубым нарушением. Подобное допускается только, если были внесены изменения в федеральный закон, или подобное условие (вероятность повышения) были прописаны в самом кредитном договоре.
    • Следует понимать, что со стороны закона человек является более слабым экономическим сегментом, нежели банк. Этот факт рождает идею о том, что человек нуждается в защите своих прав со стороны государства. С другой стороны, государство должно немного ограничить свободу банков в тех или иных вопросах.
  • Еще одним популярным нарушением является взыскание платы с заемщика за открытие текущего счета.
  • Взыскание платы за информацию относительно задолженности клиента перед банком. Согласно статье 10 Закона «О защите право потребителя», заемщик всегда имеет право бесплатно узнать свою задолженность по кредиту, процентную ставку и текущие условия. Иногда банки пытаются скрыть такую информацию, что ввести человека в заблуждение. В случае если банк не хочет информировать клиента бесплатно, можно обращаться в судебные органы.
  • Установление подсудности спора на усмотрение банка. Если такая информация прописана в договоре, то это является веским нарушением прав потребителя. Дело в том, что иски по защите своих прав могут быть представлены в разные суды, которые выбирать должен истец – человек заключивший контракты с банком. Банк же может выбирать суд только в случае, если подает иск на своего заемщика.

Это только малый список уловок банковской структуры, которая хочет нажиться на своих клиентах. Конечно, далеко не каждый банк пытается обмануть своих клиентов или предложить им условия, противоречащие действующему законодательству. Но следует внимательно знать свои права и обязанности, а для этого следует ознакомиться со всеми нормативными документами, а также внимательно вчитываться в договор перед его подписанием.

Статья 810 ГК РФ

ГК РФ устанавливает общие для всех заемщиков правила о займе и кредите, без каких-либо преимуществ для заемщиков-потребителей. Исключением является лишь ст. 810 ГК РФ, в которую Федеральным законом от 19.10.2011 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» внесены изменения, предоставляющие заемщику право досрочно возвратить сумму займа полностью или по частям без согласия заимодавца при условии уведомления его не менее чем за 30 дней до даты возврата с уплатой процентов за время фактического пользования денежными средствами. Ранее такая возможность предусматривалась лишь для беспроцентных займов.

Действующая нормативная база

Прежде всего, обратимся к законодательной базе.

Существует целый ряд документов, законов, которые помогают регулировать данный вопрос:

  • Закон «О защите прав потребителя».
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  • Нормативные акты Банка России.

Смотря на этот перечень можно с уверенностью сказать, что защита прав потребителей банковских услуг регулируется законодательно. Но так ли все хорошо на самом деле?

Как ни странно, существует еще множество проблем и лазеек в законе. Например, только недавно был введен новый раздел относительно кредитования. Теперь, каждый банк обязан предоставлять человеку все данные относительно каждого платежа по кредиту, а также общую сумму выплат.

Ранее подобное можно было не делать. Это приводило к тому, что нерадивый заемщик просто не представлял, на что он подписывается. Как итог – невозможность выплачивать кредит и попадание в долговую яму. Конечно, все это можно было и раньше предусмотреть, просчитав возможные варианты самостоятельно, но почему-то мало кто это делал.

Предлагаем ознакомиться:  В каком банке самый низкий процент на автокредит?

После данного изменения серьезно прибавилось работы банку, ведь необходимо просчитывать условия договора по каждому заемщику. Теперь банковские учреждения при выдаче кредиты обязаны не только устно проконсультировать своего клиента относительно процентной ставки и рисков, а и указать соответствующую информацию в самом договоре, который подписывается сторонами.

Еще одно изменение коснулось процентной ставки по кредиту. Если раньше любой банк мог поставить любую процентную ставку, сейчас необходимо отталкиваться от условий Центрального Банка Российской Федерации.

Как уже говорилось ранее, в каждом договоре обязательно должна быть указана процентная ставка. Вообще она может быть как фиксированная на все время кредита, так может и меняться по истечению какого-то времени. Если она меняется, то подобное обязательно должно быть описано в договоре в графе рисков.

Ставка может меняться как в меньшую, так и в большую сторону. Если же ставка была повышена, а договор подобного условия не предусматривал, можно говорить о нарушении прав потребителя.

Вообще, если человек видит, что банковская система нарушает его права или закон, он вправе подать исковое заявление в суд, для того чтобы отстоять свои права и восстановить справедливость.

Перечень документов необходимых для подачи искового заявления:

  • Паспорт.
  • Документ, который подтверждает правоотношения между банком и потребителем.
  • Доказательства о нарушении прав. Это могут быть квитанции, письма, чеки и так далее.

Изменения условий по кредитованию не смогли полностью закрыть все пробелы в банковской системе. Следует сказать, что данная система представляет собой очень сложный механизм, в котором очень сложно разобраться. Именно поэтому настоятельно рекомендуется отправляться на консультации к специалистам пере подписанием того или иного договора с банком.

Установление банком сложных процентов является прямым ущемлением прав потребителей. Иными словами, в случае просрочки выплат банковская структура не может начислять дополнительный процент на заёмные проценты, которые не были своевременно оплачены. Закон устанавливает, что проценты должны начисляться исключительно на сумму займа.

Недопустимо сокращение срока погашения ссуды, запрещено в одностороннем порядке прибегать к таким действиям даже при нарушении заёмщиком условий соглашения. Банк вправе досрочно требовать возврата средств только в случаях, предусмотренных главой 42 ГК РФ. 

Прямым нарушением прав потребителя является определение банком в одностороннем порядке суда, в котором будут проходить возможные разбирательства по спорам. Как гласит закон, выбор суда осуществляется, исходя из удобства потребителя.

Нельзя взимать штраф с клиента при отказе от ссуды после заключения договора. Данное право оговорено в статьях 25 и 32 закона «О банках и банковской деятельности». Вместе с тем, заёмщик может взять ссуду лишь частично, что закреплено в статье 821 п. 2 ГК РФ.

Право досрочного погашения ссуды закреплено в законе «О банках и банковской деятельности» ст. 32, в соответствии с которой клиент всегда может отказаться от предоставленной ему услуги, с условием погашения имеющейся задолженности. Комиссия за долгосрочное погашение также не должна взиматься, так как она не является фактически понесённым расходом и не может взиматься принудительно.

Закон о защите прав потребителей

В настоящее время для защиты прав заемщиков-потребителей применяются отдельные положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей). В частности, на заемщиков-потребителей распространяются положения ст. 10 данного Закона, которой установлено право потребителя на информацию о товаре (работе, услуге), например о полной стоимости кредита, процентах за пользование кредитом.

Также к кредитным правоотношениям часто применяются нормы ст. 16 Закона о защите прав потребителей об условиях договора, ущемляющих права потребителя (например, навязывание дополнительных услуг по страхованию жизни и здоровья заемщика). Однако данный Закон не способен обеспечить должную защиту прав потребителей финансовых услуг, так как не учитывает специфики правоотношений в данной сфере.

Необходимо предусмотреть ряд гарантий, исключающих необоснованное ограничение прав и законных интересов кредиторов при применении процедуры банкротства к должнику. Во-первых, требует уточнения норма об исключении из конкурсной массы единственного пригодного для постоянного проживания помещения и земельного участка, на котором оно находится.

Во-вторых, необходимо установить процедуру уведомления кредиторов о введении реструктуризации долга. Это очень важный вопрос, так как согласно ст. 216.13 законопроекта требования кредиторов, не заявленные при введении реструктуризации, будут считаться погашенными. Представляется, что такое уведомление должен направлять финансовый управляющий.

Кроме того, необходимо уточнить порядок утверждения финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина. Во избежание злоупотреблений со стороны должника, который может назначить «удобного» финансового управляющего, следует предоставить кредиторам право требовать замены финансового управляющего.

Возможно, следует уточнить перечень случаев, когда гражданин не может быть освобожден от исполнения обязательств. В сегодняшней редакции законопроекта правило об освобождении от обязательств не применяется только в случае привлечения гражданина к административной или уголовной ответственности. К числу таких обстоятельств можно отнести также нарушение принципов добросовестности и разумности при банкротстве.

Составление искового заявления и подача документов в суд

Если же банк всё же включил соответствующие положения, то вступает в силу защита прав потребителей по кредитам, которые выданы этой организацией. Необходимо составить исковое заявление, в котором указывается нарушение, например, понуждение к оплате дополнительных услуг. Указываются нормативные положения, которые были нарушены кредитной организацией, и высказывается просьба признать действия банка незаконными.

Для обращения в суд необходимо собрать следующий перечень документов: 

  • исковое заявление с копией;
  • оригинал кредитного договора; 
  • соглашение об использовании услуг юриста – требуется расписка от лица представителя; 
  • ксерокопия доверенности представителя; 
  • чеки, подтверждающие оплату взносов по кредиту – копии.

Необходимо обратиться к юристу, так как данный вопрос регулируется достаточно большим количеством статей законов, в которых необходимо разбираться. 

Закон о банках и банковской деятельности

Отдельные положения, направленные на улучшение положения заемщика при потребительском кредитовании, содержатся в специальном банковском законодательстве. Согласно ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках и банковской деятельности) по кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Предлагаем ознакомиться:  Вэяли в кредит телевизор можно ли вернуть

Статья 30 Закона устанавливает обязанность кредитной организации до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом предоставить информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.

В настоящее время Ассоциацией по развитию коллекторского бизнеса совместно с Ассоциацией российских банков подготовлен проект федерального закона «О коллекторской деятельности» (альтернативное название — «О деятельности по взысканию просроченной задолженности»), направленный на создание благоприятных правовых условий для развития рынка коллекторских услуг, формирование механизма защиты прав заемщика от некорректных действий со стороны коллекторов.

Примечание. В случае принятия законопроекта коллекторские агентства будут обязаны предоставлять должникам полную информацию о наименовании кредитора, о размере и структуре задолженности, о сроках и порядке ее погашения.

Следует отметить наиболее прогрессивные положения данного проекта. Во-первых, законопроект существенно повышает требования к коллекторским агентствам: на рынке будет разрешено работать только участникам саморегулируемых организаций (СРО) коллекторов с достаточной величиной капитала.

Во-вторых, законопроектом устанавливаются гарантии прав должника и дополнительные гарантии кредитора. В-третьих, коллекторские агентства получат дополнительные права, в частности осуществлять розыск организации-должника и имущества должника, получать информацию об имущественном положении должника в органах государственной власти, получать в бюро кредитных историй и передавать в бюро кредитных историй информацию о кредитной истории должника.

Еще одной проблемой действующего российского законодательства в сфере защиты прав заемщиков-потребителей является отсутствие необходимого регулирования процедуры банкротства физических лиц.

Законность уступки права требования кредиторской задолженности коллекторским агентствам

Практика последних лет показывает необходимость законодательного регулирования отношений в сфере потребительского кредитования. Одной из главных задач при этом является улучшение механизма защиты интересов заемщика-потребителя. Это вызвано в том числе и чрезвычайно агрессивной политикой банков. Заемщик, будучи экономически слабой стороной в договоре, должен быть лучше защищен.

Согласно статистике Банка России общая задолженность по потребительским кредитам на декабрь 2012 г. составила более 6978 млрд руб. Объем просроченной задолженности по кредитам равен 316,5 млрд руб. <1>.

Согласно ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. При этом не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

В судебной практике первая попытка урегулирования данного вопроса была предпринята в 2011 г. Президиумом ВАС РФ, который указал, что уступка банком лицу, не обладающему статусом кредитной организации, не исполненного в срок требования, предусмотренного кредитным договором с заемщиком-гражданином, не противоречит закону и не требует согласия заемщика <1>.

В июне 2012 г. данный вопрос был предметом рассмотрения на Пленуме Верховного Суда РФ, который вынес противоположное решение: передача банком прав требования, возникающих из кредитного договора с потребителем, лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, недопустима, за исключением случаев, когда иное установлено законом или договором <2>.

По-прежнему не решен вопрос о правомерности передачи банками коллекторским агентствам личных данных должников. На сегодняшний день это подпадает под действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» и ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, согласно которым распространение персональных данных возможно только с согласия субъекта персональных данных. Нарушение этих требований может повлечь за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

В последнее время в обществе активно обсуждается необходимость разработки специального коллекторского законодательства, которое позволит создать условия для повышения возвратности кредитов и иных платежей (задолженности по штрафам, пеням, коммунальным платежам), что, в свою очередь, должно привести к снижению стоимости кредитных ресурсов и повышению собираемости налогов, сборов и платежей.

Представляется, что изменение правового регулирования коллекторской деятельности должно решать три главные задачи. Во-первых, способствовать тому, чтобы на рынке остались действительно профессиональные коллекторские агентства, которые будут действовать в полном соответствии с законом. Во-вторых, установить перечень прав и обязанностей коллекторов, а также разрешенных методов работы, что позволит обеспечить качественное оказание услуг. В-третьих, оно должно обеспечивать защиту прав должников и кредиторов.

Следует обратить внимание на зарубежный опыт регулирования отношений в сфере взыскания просроченной задолженности. В США, где коллекторская деятельность достаточно хорошо развита, данный вопрос регулируется отдельным федеральным законом о добросовестной практике взыскания долгов (The Fair Debt Collection Practice Act) и аналогичными законами штатов.

Данный закон устанавливает границы осуществления коллекторами своей деятельности, определяет права потребителей финансовых услуг и ответственность коллекторов за их нарушение. Так, закон устанавливает допустимые формы работы коллекторов: переписку, работу по телефону, личную встречу. Закон содержит также открытый перечень действий коллектора, являющихся недобросовестными способами взыскания долга, в частности, коллекторам запрещается звонить должникам в ночное время, доводить информацию о том, что должник таковым является, до соседей или родственников и т.д.

В случае нарушения установленных требований пострадавшая сторона вправе взыскать с коллектора реальный ущерб и дополнительные убытки. В законах некоторых штатов содержатся более строгие требования или ограничения, в частности, может быть введена процедура лицензирования коллекторской деятельности, что влечет дополнительные бюрократические сложности и материальные затраты.

Специальные коллекторские законы имеются в Австрии, Италии и некоторых других странах Европы. Например, австрийский закон устанавливает ограничения на комиссию, которую могут взимать коллекторы за свои услуги, содержит нормы в части судебного разбирательства и банкротства должника.

На сегодняшний день Минэкономразвития подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (далее — законопроект о банкротстве, законопроект).

Законопроект о банкротстве преимущественно направлен на защиту добросовестного должника, который в силу различных жизненных обстоятельств не может в установленный срок исполнить свои обязательства. Данный документ закрепляет единый механизм признания гражданина-должника банкротом. Поводом для возбуждения дела о банкротстве является наличие у гражданина задолженности свыше 50 тыс. руб. и неисполнение им обязательств в течение трех месяцев с момента исполнения по договору.

Гражданин обращается в суд с заявлением о банкротстве, и далее возможны два варианта решения этого вопроса.

Благодаря первому варианту должник имеет возможность составить план реструктуризации долга. Такой план рассчитывается на срок до пяти лет, согласовывается с кредитором и утверждается судом, после чего должник приступает к выполнению плана.

Предлагаем ознакомиться:  Написать жалобу в роспотребназдор на дилера автоваза

Однако законопроект о банкротстве предусматривает ряд обстоятельств, при наличии которых суд может отказать в утверждении плана реструктуризации:

  • наличие у должника непогашенной или неснятой судимости за умышленные преступления в сфере экономики;
  • наличие в плане реструктуризации и приложенных к нему документах недостоверной информации;
  • неполное раскрытие должником информации и др.

В таком случае возможен второй вариант — признание должника банкротом и реализация его имущества для удовлетворения требований кредиторов. Затем соответствующая информация о должнике включается в специальный реестр сведений о банкротстве. Признание гражданина банкротом возможно один раз в пять лет.

Особого внимания заслуживают положения законопроекта о банкротстве, регламентирующие процедуру обращения взыскания на имущество гражданина. В частности, предлагается установить перечень имущества, исключаемого из конкурсной массы, например: единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение;

земельный участок, на котором оно находится; предметы домашнего обихода; призы, государственные награды, которыми награжден гражданин, и др. Особые правила предусматриваются для имущества, необходимого гражданину для его профессиональной деятельности, и бытовой техники: должник может оставить себе это имущество, если его стоимость не превышает 10 и 30 тыс. руб. соответственно.

Законопроект о банкротстве закрепляет механизм, препятствующий злоупотреблениям со стороны должника с целью освобождения от долгов: к такому гражданину должны быть применены нормы ст. ст. 196 и 197 УК РФ.

Однако, несмотря на множество достоинств данного законопроекта, следует обратить внимание на некоторые положения, которые требуют доработки.

Вполне целесообразным может быть введение обязательной досудебной процедуры урегулирования задолженности должника перед кредитором, это позволит избежать необоснованной реструктуризации долгов и материальных затрат на судебные издержки. Нужно установить, что право гражданина на обращение в суд с заявлением о признании его банкротом возникает только после истечения определенного периода времени для обращения к кредиторам с предложением о реструктуризации долга.

Одним из наиболее важных вопросов для защиты интересов потребителей финансовых услуг является порядок разрешения споров между финансовыми организациями и гражданами. В действующем российском законодательстве отсутствует специальное нормативное регулирование порядка рассмотрения кредитными организациями жалоб их клиентов, все возникающие конфликты решаются в соответствии с внутрибанковскими правилами или в судебном порядке.

Закон о банках и банковской деятельности

Проект федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Проект ГК РФ, Проект) вносит значительные изменения в регулирование кредитных правоотношений, устанавливая особую защиту интересов заемщиков-потребителей.

Проект устанавливает понятие «ростовщические проценты», которые значительно превышают обычно взимаемые в подобных случаях проценты и являются чрезмерно обременительными для должника.

Проект ГК РФ вводит особую разновидность кредитного договора — «потребительский кредит». В Проекте четко определено, кого следует считать заемщиком по договору потребительского кредитования. Им может являться исключительно физическое лицо, приобретающее денежные средства для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 821 ГК РФ в редакции Проекта).

Также Проект ГК РФ содержит ряд специальных норм, устанавливающих дополнительную защиту заемщика при потребительском кредитовании, основанных на положениях Директивы от 22.05.2008 N 2008/48/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС о договорах потребительского кредитования (далее — Директива N 2008/48/ЕС) и отмене Директивы Совета ЕС N 87/102/ЕЭС.

Законность уступки права требования кредиторской задолженности коллекторским агентствам

Уже более семи лет в России ведется работа по подготовке специального закона, регулирующего отношения в сфере потребительского кредитования. За это время было подготовлено несколько законопроектов, но ни один из них так и не был принят. В марте 2012 г. Минфином России представлена окончательная редакция законопроекта «О потребительском кредите» (далее — законопроект).

В декабре 2012 г. данный документ прошел все необходимые согласования, и в ближайшее время планируется его вынесение для обсуждения в Государственную Думу РФ. Законопроект закрепляет основные понятия, такие как потребительский кредит, договор потребительского кредита, заемщик, лимит кредитования; устанавливает условия кредитования (выделяются общие условия, одинаковые для всех заемщиков, и индивидуальные, определяемые в каждом конкретном случае).

Отдельными положениями законопроекта регулируется порядок оценки кредитоспособности заемщика, в том числе процедура предупреждения кредитора о риске неисполнения заемщиком своих обязательств.

Кроме того, данный документ предусматривает возможность уступки кредитором прав по договору третьим лицам. При этом лицо, которому были уступлены права, обязано обеспечивать конфиденциальность и безопасность персональных данных заемщика и несет ответственность за их разглашение.

Предусматривается особый порядок разрешения споров между банком и заемщиком-потребителем с участием общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена). Передача споров, возникших между заемщиком и кредитором, на рассмотрение в третейский суд не допускается.

В законопроекте решается вопрос о правилах подсудности споров из правоотношений в сфере потребительского кредитования. Иски заемщика к кредитору о защите прав потребителей, согласно законопроекту, предъявляются в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. В индивидуальных условиях договора может быть изменена территориальная подсудность для дела по иску кредитора к заемщику в любое время до принятия дела судом к своему производству.

Также документ запрещает банкам рассылать кредитные карты без письменного согласия заемщика. Электронное средство платежа должно быть передано заемщику способом, позволяющим однозначно установить, что оно было получено заемщиком лично либо его представителем, имеющим на это право.

Выводы

Отсутствие надлежащего законодательного регулирования потребительского кредитования в России приводит к некоторым ограничениям прав заемщиков-граждан и злоупотреблениям со стороны кредитных организаций, что в итоге негативно сказывается на развитии данного института в нашей стране. Поэтому одной из главных задач законодателя и банковского сообщества на сегодняшний день является разработка механизмов, направленных на обеспечение баланса интересов кредитора и заемщиков.

Появление специального законодательства в сфере потребительского кредитования поможет упорядочить отношения банков и заемщиков, сделать их более понятными и прозрачными. Заемщики получат дополнительную защиту от недобросовестных действий банков, а банки — дополнительные возможности, в частности продавать долг заемщика третьим лицам без согласия заемщика, что в результате окажет положительное воздействие на развитие всего банковского сектора.

Л.А.Попкова

Банковский эксперт

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector