Как учитывают износ автомобиля при возмещении ущерба по ОСАГО

Как учитывают износ автомобиля при возмещении ущерба по ОСАГО

Как учитывают износ автомобиля при возмещении ущерба по ОСАГО
СОДЕРЖАНИЕ
0

Общие положения или что такое расчет износа

Страхование ОСАГО реализуется по принципу обязательности. Второе название договора – автогражданка. Такая страховка предполагает возмещение ущерба третьим лицам. Следовательно, если виновником ДТП стал страховик, то компания обязана компенсировать ущерб пострадавшей стороне.

С учетом тех изменений, которые внесены в закон об обязательном страховании, страховщик восстанавливает автомобиль пострадавшего лица. Рассчитывать на денежную компенсацию сторона теперь не сможет. Компания обеспечит оплату ремонта автомобиля, оплачивая услуги СТО. Оплачиваться будет ремонт тех повреждений, которые возникли в результате аварии.

Но если учесть момент, что на момент аварии автомобиль не был новым, то должен быть учет параметр износа. Ранее выплату страховой компенсации производили с учетом степени изношенности детали, которая подлежит замене. Далее компания выплачивала компенсацию на восстановление авто непосредственно автовладельцу. Второй вариант — оплата услуг СТО, которая производила ремонтные работы.

Действующее законодательство предусматривает взыскание ущерба со страховой компании в размере стоимости запасных частей, подлежащих замене с учетом их износа. Буквально это означает, что чем старше ваш автомобиль, тем меньшую компенсацию Вы получите за замену деталей. Как известно, детали  для замены приобретаются новые, и в этом случае потерпевший несет некоторые убытки, которые составляют разность между реальной рыночной стоимостью деталей и возмещением с учетом износа.

Надо понимать, что в этом случае возмещение происходит в соответствии с законом об ОСАГО и договором страхования, а не в соответствии со ст. 15 ГК. Например, при заливе квартиры ущерб считается без учета износа материалов, в соответствии с той же ст.15ГК, но надо понимать, что это не одно и то же что возмещение по ОСАГО, поскольку в этом случае не имеет силы закон об ОСАГО.

Ситуация с порядком возмещения по ОСАГО вызывает массу разногласий между автовладельцами и страховыми компаниями. Как мы уже говорили, для автомобилей с большим износом ремонт редко укладывается в сумму страхового возмещения, по причине более высокой стоимости узлов и агрегатов, чем посчитанная с учетом износа.

Расчет износа производится по формулам, прописанным в постановлении от 24.05.2010 года № 361. Износ разных деталей учитывается по-разному и в основном зависит от срока службы. Следует отдельно отметить, что износ учитывают только для деталей, которые будут заменены в процессе ремонта. Если деталь подлежит ремонта, то для нее учитывается только стоимость ремонтных работ.

Предлагаем ознакомиться:  Перечень льгот семьям имеющих детей инвалидов

Страховщикам выгодно учитывать износ, поскольку это реально снижает размер страховой компенсации. При обосновании учета износа страховщики часто ссылаются на закон об ОСАГО в котором говорится: При удовлетворении иска истец не должен получить “неосновательного значительного улучшения транспортного средства после восстановительного ремонта” за счет причинившего вред лица.

Что принесли с собой нововведения в 2019 год?

Рассмотрим вкратце все изменения, которые были утверждены на федеральном уровне в части обязательного страхования. С учетом этих нюансов можно будет сложить общую картину, понять, как же будет проводиться возмещение ущерба от ДТП. Итак, новые правила учтем в этом списке:

  1. Ремонт вместо денежной компенсации. Вместо выплаты компенсации потерпевшей стороне, компания будет оплачивать непосредственные затраты на ремонт. Но, есть ряд исключений, в которых предусмотрено денежное восстановление:
  • ремонт требует более чем 400 тыс. руб.;
  • страховку покрывает международная компания;
  • урон нанесен иному виду имущества;
  • страховая компания не имеет возможности для проведения восстановительных мероприятий;
  • авария задокументирована без участия полиции и сумма взыскания выше 100 тыс. руб.;
  • авто уже не подлежит ремонту.
  1. ОСАГО – договор, обязателен не для всех участников дорожного движения. На транспортные средства, скорость движения которых не превышает 50 км/ч, страховка ОСАГО не предусмотрена.
  2. Несоблюдение сроков восстановления авто тянет за собой неустойку. На страховщика, который затягивает с выдачей направления на ремонт, возлагается штраф за каждый день просрочки.
  3. Ограничения, связанные с эвакуацией авто. Ранее страховая компания возмещала полную стоимость перевозки битого авто к месту ремонта. Сегодня действует ограничение, компенсируют не более чем 50 км транспортировки.
  4. Случаи, в которых страховая компания может подать иск к виновнику ДТП, с целью взыскания с него суммы ремонта авто потерпевшего лица. Это так называемый регрессивный иск, который может иметь место в ситуациях, когда:
  • ДТП – умышленное деяние виновника;
  • у претендента не было прав на управление ТС;
  • наличие отягощающего обстоятельства в виде алкогольного, токсического, наркотического опьянения;
  • скрытие с места происшествия;
  • имела место компенсация по аварии, имевшей место в непредусмотренный ОСАГО срок;
  • виновная сторона фактически уже восстанавливает авто;
  • страховая компания не получила материалы по ДТП в установленный законом пятидневный срок;
  • предоставление недостоверной информации страховщику.
  1. Новые лимиты Европротокола. Теперь без привлечения полиции, в рамках Европротокола, может быть начислена страховая выплата в размере до 100 тыс. руб., ранее была норма до 50 тыс. руб.
  2. Лимит страховых выплат. С нововведениями вошел в оборот и новый норматив страховых выплат:
  • до 400 тыс. руб. на восстановление авто/иного имущества;
  • до 500 тыс. руб. на возмещение ущерба, связанного со здоровьем и жизнью.
  1. Электронные полисы, которые внедрили для минимизации мошеннических операций в сфере страхования. Автовладелец должен лично заполнять форму заявки на сайте компании и без посредников оплачивать полис. Удостоверением подлинности электронных заявок занимается МВД и РСА.
  2. Расширение прав владельца в выборе СТО. Уже на стадии заключения договора автовладелец вправе выбирать СТО из списка, предложенного страховой компанией. И при выборе СТО нужно предусмотреть три таких нюанса, как:
  • степень отдаленности ремонтного сервиса, не более 50 км от места жительства страховика или места происшествия;
  • срок восстановительных работ не более 30 дней;
  • сохранение гарантии на машины, возраст которых не более 2 лет.
  1. Изменение показателей КБМ или «бонус-малус». Теперь коэффициент будут высчитывать исключительно на основании поведенческих факторов водителя. Чем выше уровень езды и показатели безаварийности, тем выше будет коэффициент в ОСАГО. Характеристики автомобиля в расчет не принимаются.
  2. Возможность прямого урегулирования. Ранее урегулирование вопроса при участии только своей страховой компании было возможным лишь при минимальном количестве участников ДТП, не более двух. Сегодня в такой способ вопрос можно решить и при большем количестве участников процесса, три и более.
  3. Ограничения на выплату компенсации представителю потерпевшей стороны. У коллекторских компаний пропал интерес выкупа битых авто, так как на денежно возмещение они рассчитывать теперь не вправе.
Предлагаем ознакомиться:  Если не встать на учет в военкомат

Сразу стоит отметить, что все вышеперечисленные новшества коснутся не всех участников дорожного движения. Они будут относиться лишь к новым клиентам, страховавшим авто по договору ОСАГО в период с 28 апреля 2017 года. Для того чтоб правила распространялись на ранее купленные полисы, между страховой компанией и страховиком должна быть составлена письменная договоренность.

Возмещение разницы между реальным уроном и выплаченной компенсацией будет производить виновник аварии. К примеру, страховщик выплатил 400 тыс. рублей, а ремонт, без учета износа, обойдется в 500 тыс. руб. В этой ситуации разницу в 100 тыс. можно потребовать с лица, спровоцировавшего аварию.

Такая ситуация выгодная пострадавшему лицу, так как он получает возможность полностью восстановить авто. Поскольку, новыми правилами введен запрет на установку б/у деталей и запчастей при восстановительных работах, то автовладелец может рассчитывать на полное восстановление. Причем возмещение проведут по фактическому урону, без учета степени износа машины.

Как учитывают износ автомобиля при возмещении ущерба по ОСАГО

Но есть и второй участник – виновник аварии. Ему такая ситуация крайне не выгодна. Если он повредит машину десятилетней давности, то пострадавшему лицу будет положена компенсация как за новое авто. Страховая компания компенсирует только часть расходов, а разницу обязан будет платить виновник.

Если ранее виновники дорожно-транспортных происшествий были защищены от материальных затрат, то сегодня они понесут реальное наказание в виде материального урона за свои противоправные действия. «Купил полис, и смело нарушай правила», сегодня эта норма не действует, так как за собственные нарушения придется платить со своего кошелька.

Как виновнику аварии не переплачивать

Альтернативным путем получения достойной компенсации может стать взыскание разницы между стоимостью ремонта с учетом износа и реальной суммы с виновника ДТП. Насколько нам известно, есть успешная судебная практика по подобным делам. К сожалению, нельзя говорить в данном случае про закономерность. Поскольку суд зачастую полагает, что если ответчик застрахован, то возмещением должна заниматься страховая компания, а о подходе к возмещению в законе об ОСАГО мы уже говорили выше –  в прочем, это не мешает взыскивать с ответчика ущерб при превышении суммы страховой выплаты.

На данный момент, подобные спорные ситуации разрешаются в суде, к сожалению нет какой-либо устоявшейся практики и скорее всего данный вопрос еще потребует законодательной проработки.

В интересах виновника происшествия провести независимую экспертизу для установления суммы реального ущерба. Также нужно попросить выписку о том размере компенсации, которую возместила страховая компания. Если виновное лицо согласно с разницей, предложенной пострадавшей стороной, то лучше произвести возмещение в добровольном порядке.

Предлагаем ознакомиться:  Введение в эксплуатацию жилого дома

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector