Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Как создать суверенное государство

Как создать суверенное государство

Как создать суверенное государство
СОДЕРЖАНИЕ
0

Введение

Суверенное государство — что это такое? Достаточно распространенный вопрос в современном обществе. Нынешнее понятие независимой страны напрямую связано с суверенностью народа. Ведь именно желания населения формируют власть. Страна является главным представителем своих граждан. Обеспечить защиту их интересов и прав в полном объеме имеет возможность лишь суверенное государство.

Независимая страна лично выбирает, как производить управление, а также какие органы власти будут входить в форму правления. Она самостоятельно формирует свои финансовые системы, лично организует защиту территорий. Суверенное государство как основа конституционного строя обеспечивает правопорядок и безопасность, формирует вооруженные образования для обеспечения защиты и целостности страны. Однако это не означает, что верховной власти можно творить все, что захочется. Ее возможности определены правом.

Следует отметить и то, что суверенное государство имеет право соединяться с другими странами, формировать союзы или же покидать их. Главное, чем оно руководствуется при этом, — народ и его интересы.

Четыре показателя

“Стать настоящей страной нельзя, если у вас нет своего пива и своей авиалинии”, – заявил однажды знаменитый рок-музыкант Фрэнк Заппа.

Но на самом деле специалисты в области международного права выделяют четыре главных фактора, необходимых любому государству: наличие народа, территории, правительства и способности поддерживать отношения с другими странами на основе суверенитета.

Определение народа вызывает массу споров, но можно согласиться, что народ – это постоянное население, которое имеет представление или веру в собственную национальность.

Джеймс Ирвинг, предподаватель международного права в Лондонской школе экономике, считает, что речь идет о наличии некоей идентичности, общих интересов, которые осознаются большинством.

Другим непременным условием является наличие определенной территории, обозначенной границами, на которой установлен суверенитет.

Устойчивое и работоспособное правительство является еще одним критерием государственности, так же как и способность поддерживать отношения с другими государствами.

Таким образом, суверенные государства имеют право вступать как в двусторонние отношения, когда, например, две страны договариваются установить дипломатические отношения или сотрудничать в деле решения общей проблемы, так и в многосторонние отношения, например, в качестве члена ЕС или участника международных соглашений по контролю за климатом.

В основе всего этого лежит понимание, что суверенное государство не зависит и не подчиняется никакому иному государству.

Итак, как же обрести подлинную государственность?

Правообладатель иллюстрацииGetty Images
Image caption
Recognition as a sovereign state by the United Nations is the ultimate prize

История

В конце девятнадцатого века практически все страны так или иначе обрели определенные границы. До этого достаточно большие площади суши не принадлежали ни одному государству, а населены были преимущественно кочевыми народами. Кстати, на планете остались до сих пор подобные территории, которые не подходят под определение суверенного государства. Пример: леса Амазонки, которые заселены в основном коренными народами, с некоторыми до сих пор не удалось наладить постоянную связь.

Между тем имеются страны, которые не могут установить полностью контроль над своей территорией.

Суверенное государство в глобализирующемся мире представляе собой одну из 200 стран.

Признание

Отдельные страны могут признавать друг друга, но все добиваются признания государственности со стороны ООН.

Такое признание приносит неисчислимые блага – защиту со стороны международного права, доступ к займам Всемирного банка и МВФ, контроль над границами и больший доступ к экономическим организациям и механизмам. Плюс к тому возможность заключения торговых соглашений в соответствии с общепринятыми правилами ВТО.

Предлагаем ознакомиться:  Чем грозит регистрация в своей квартире

Но может ли страна быть непризнанной ООН и в то же время претендовать на государственность?

“Это старый принцип – если птица ходит как утка и крякает как утка, значит, это утка, – говорит Ребекка Ричардс, преподаватель международных отношений в Кильском университете. – Мы признаем, что такое образование во всем подобно государству, ему не хватает только признания”.

Правообладатель иллюстрацииGetty Images
Image caption
Жители Сомалиленда отметили в прошлом году годовщину своего провозглашения независимости

История Сомалиленда прекрасно иллюстрирует этот тезис .

Бывший британский протекторат в восточной Африке просуществовал четыре дня в качестве независимого государства в 1960 году, после чего присоединился к бывшему итальянскому Сомали. Он оставался частью Сомали до падения режима Мохаммеда Барре в 1991 году.

Затем в одностороннем порядке Сомалиленд объявила независимость.

“Там существует на удивление сильное правительство, – объясняет Ребекка Ричардс. – Оно провело ряд демократических выборов. В стране царит мир и спокойствие, ее экономика быстро растет. То есть там есть практически всё, что должно быть в государстве”.

Но при этом Сомалиленд остается никем не признанным, что затрудняет жизнь там.

“Большая часть международной помощи поступает туда не напрямую, а через Сомали. Трудно организовать гуманитарную помощь в отсутствие международных признанных инстанций”, – замечает Ричардс.

Доступ к международным рынкам также затруднен из-за отсутствия юридической поддержки.

Валюта Сомалиленд не признается за пределами границ этого образования и поэтому не имеет обменной стоимости.

Юридические барьеры

Правообладатель иллюстрацииGetty Images
Image caption
Президент США Гарри Трумэн рассматривает Устав ООН в Вашингтоне в 1945 году

Концепция, которая лежит в основе идеи о национальном государстве, – самоопределение. Право на самоопределение было зафиксировано в Уставе ООН в июне 1945 года. Первоначально его рассматривали в качестве инструмента деколонизации.

“Многие тогда думали, что такое право – полезная вещь, – замечает Джеймс Ирвинг, – но уже тогда не было единого мнения о том, что оно реально означает”.

Если жители колонии требовали создания собственного государства, принцип самоопределения предоставлял им такое право. Около трети населения планеты стали гражданами новых государств с 1945 года. Тогда в ООН входило 45 государств, а теперь ООН насчитывает 193 члена.

Но принцип самоопределения содержал в себе скрытый дефект. Многие специалисты по международному праву утверждали, что после обретения колонией независимости все поползновения к сепаратизму или изменению границ должны быть исключены.

Однако принцип самоопределения противоречит этому.

“Как можно совместить эти два принципа – неизменности границ и права народа на определение собственного будущего?”, – спрашивает Джеймс Кер-Линдси, профессор Лондонской школы экономики.

Правообладатель иллюстрацииAFP
Image caption
Олимпийская сборная Косова выступила на последней Олимпиаде под собственным флагом, хотя полным государственным статусом страна не обладает

Территориальное верховенство

Под данным определением обозначается признак страны, благодаря которому она полновластно может управлять своей территорией, а также исключает действие на данной площади любой другой власти. Предписывать правила и законы на территории могут только государственные власти и в случае нарушений использовать властное принуждение.

Все постановления государственной власти обязательны для всех лиц, которые находятся в стране. Это граждане, иностранцы, юридические и должностные лица, а также организации.

Предлагаем ознакомиться:  Инвалидность по зрению: критерии, когда дают, как оформить, группа, при каком, льготы

Поэтому территориальное верховенство выражает следующие свойства государства:

  • сосредоточение общественной власти и властного принуждения;
  • установление и удержание порядка внутри страны.

Автономия

Как создать суверенное государство

Практическим решением этой дилеммы стало предоставление автономии населению района, которое добивается самоопределения, но отказ в предоставлении права на собственную государственность.

Эта дилемма встала во всей своей остроте в Косове.

Когда Югославия распалась в начале 1990-х годов, самой крупной из образовавшихся новых стран стала Сербия. Косово было автономным краем в составе Сербии, где албанское население составляло большинство.

Предоставление Косову независимости привело бы к изменению границ Сербии и нарушило бы принцип территориальной целостности.

“Первой реакцией международного сообщества было решение о том, что Косово должно получить право на внутреннее самоопределение, – говорит Джеймс Кер-Линдси. – То есть, что это часть Сербии, но при этом край не может претендовать на то же право объявить независимость, которым воспользовались другие республики в составе бывшей Югославии.

“Поэтому когда косовские албанцы поняли, что мирным путем им независимости не добиться, они подняли восстание”, – заключает ученый.

За этим последовал конфликт с Сербией, который завершился только путем военной интервенции НАТО в 1999 году.

Как создать суверенное государство

Затем в 2008 году Косово в одностороннем порядке объявило независимость.

Сербия объявила это незаконным и обратилась с иском в Международный суд правосудия ООН, в котором решаются подобные вопросы международного права.

“Вопрос, который был поставлен в суде, звучал так – является ли объявление независимости Косова нарушением международного права?”, – продолжает Кер-Линдси. – И суд фактически заявил, что международное право не запрещает жителям территории объявлять независимость”.

Но суть вопроса заключалась не столько в международном праве, сколько в признании государственности Косова.

“С тех пор Косово признано более половиной членов ООН, – отмечает доктор Ричардс. – Но оно до сих пор не признается в качестве суверенного государства, потому что этого не признает ООН”.

Такое промежуточное состояние означает, что Косово получило некоторые права, которые дает государственность, например, доступ к займам Всемирного банка и МВФ, и к членству в Международном олимпийском комитете.

Влиятельные союзники

Правообладатель иллюстрацииGoogle
Image caption
Президент Восточного Тимора Тацр Матан Руак встретился с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине в 2015 году

“Территории практически невозможно обрести независимость и стать государством в ситуации, когда влиятельные государства не поддерживают такого стремления”, – говорит Милена Стерио, профессор международного права в университете Кливленда в США.

Что требуется для обретения такой поддержки?

Восточный Тимор был португальской колонией до 1960-х годов, когда он был захвачен Индонезией. В годы холодной войны Индонезия была важным союзником США, и поэтому сепаратисты Восточного Тимора не получали американской помощи.

Правообладатель иллюстрацииGetty Images
Image caption
Что теперь будет с результатами референдума в Каталонии?

И только с окончанием холодной войны в начале 1990-х годов международное сообщество обратило внимание на положение в Восточном Тиморе, так как Запад больше не нуждался в Индонезии как союзнике в холодной войне против коммунизма.

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение на испытательном сроке

“Западные державы, возмущенные нарушениями прав человека, которые происходили в Восточном Тиморе, изменили свою позицию и практически заявили – вы, жители Восточного Тимора, теперь получили право на самоопределение”, – говорит профессор Стерио.

В 1999 году жители Тимора проголосовали за независимость, и Восточный Тимор стал независимым в 2002 году.

Но процесс обретения государственности был омрачен насилием и потребовал политического вмешательства ООН и направления туда международных миротворческих сил.

Ситуация в Испании сильно отличается от этого.

В соответствии с общепринятыми принципами международного права жители Каталонии имеют право на самоопределение, но многие юристы настаивают на том, что это право ограничено самоопределением в рамках автономии, а не независимого государства, в силу права Испании на территориальную целостность.

Так что теперь будет с результатами референдума в Каталонии?

“Я предвижу достижение договоренности, в рамках которой Каталония останется в составе Испании, но степень ее автономии возрастет”, – говорит профессор Стерио.

“Интересно при этом, что Испания является одной из западных демократий, не признавших Косово в качестве независимой страны, потому что Испания опасается установления прецедента в этой сфере международного права из-за той угрозы, которую представляет для территориальной целостности Испании Каталония”.

И хотя положение с курдами опять же сильно отличается от того, что происходит в Каталонии, в конечном итоге они столкнутся с той же проблемой – отсутствием поддержки со стороны ведущих мировых держав.

Суверенное государство: примеры стран

Рассмотрев особенности независимых стран, перейдем к основным представителям. Многие те, кто знает, что представляет собой суверенное государство, определение, пример назовут сразу. Однако некоторые все же могут ошибиться. Итак, первым примером суверенного государства может выступать наша Родина. Российская Федерация имеет неоспоримый суверенитет.

Как создать суверенное государство

Нельзя пройти мимо Соединенных Штатов Америки, которые играют огромную роль в отношениях мировых государств. Однако суверенитет данной страны признается не каждым. Достаточно много специалистов считают США сателлитом Великобритании. Конечно, вряд ли кто-то будет отрицать то, что Англия также попадает в список суверенных государств.

Непризнанные государства

Под данными государствами понимаются страны, которые называют себя суверенными, обладают всеми признаками государственности, но при этом не признаются членами ООН. Территория таких государств, как правило, расценивается как принадлежащая какой-либо стране.

Логичный вопрос: откуда появляются непризнанные государства? Их образование может происходить следующим образом:

  • в результате революции;
  • после распада страны;
  • в результате послевоенного разделения;
  • после получения колонией независимости от метрополии;
  • из-за внешнеполитических игр.

Особый рост стран, которые не были признаны суверенными, произошел в 90-х. После распада Советского Союза возникло огромное количество республик, которые пытались доказать свою независимость. Большинство из этих стран, надо сказать, являются вполне сформированными и могут обеспечить собственное существование, а при этом имеют хорошую поддержку со стороны населения.

Примерами непризнанных государств могут выступать Донецкая и Луганская Народные Республики. Провозгласили свою независимость эти страны совсем недавно, но суверенитет не получили. При этом Украина рассматривает данные республики как террористические формирования. Также примером может выступать Исламское государство.

Непризнанные государства

Такие страны не признаются ООН, но при этом признаются странами, входящими в данную организацию.

При этом частично признанные государства можно подразделить на полностью и отчасти контролируемые свою территорию.

К странам, которые фактически контролируют свою территорию, относятся: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Южная Осетия и Республика Абхазия.

К странам, контролирующим часть территории, на которую претендуют, относятся: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Государство Палестина и Республика Косово.

Кроме этого, есть ряд стран, которые являются членами ООН, но не признаются некоторыми другими государствами.

  • Армения. Не признается Пакистаном.
  • Израиль. Не получил признания у многих мусульманских и арабских стран.
  • Кипр. Не признан Турцией.
  • КНР. Не признается странами, которые поддерживают Китайскую Республику.
  • КНДР. Признать независимость страны отказывается Франция, Япония, Эстония и Республика Корея.
  • Республика Корея. Не признана КНДР.
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector