Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Кто освобожден от уплаты земельного налога в России

Кто освобожден от уплаты земельного налога в России

Кто освобожден от уплаты земельного налога в России
СОДЕРЖАНИЕ
0

Понятие земельного налога

Земельный налог – это платеж, который владельцы наделов обязаны вносить в бюджет региона. Он исчисляется исходя из кадастровой стоимости участка, которая зависит от размера надела, его местоположения и назначения.

Земельный налог является составляющей частью налога на недвижимость, а его начисление и порядок удержания практически идентичен тому, что применяется по отношению к имеющимся в собственности зданиям и строениям.

https://www.youtube.com/watch{q}v=G1flr9JchkY

Налог на землю платят только землевладельцы или землепользователи. Взносы начисляются один раз в год и уплачиваются в текущем году за прошедший период. При расчете суммы в учет принимается, когда собственник приобрел участок и когда перестал быть его владельцем. Налоговые ставки устанавливаются в размере от 0,1% минимально до 2,5% максимально от кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Земельный налог: общая информация

Сбор, поступающий в бюджет МО, взимается с участков, которые находятся на его территории. Они в отношении земельного налога признаются объектами.

Налоговую базу для земельного надела, как и для любого объекта недвижимости, определяют по его кадастровой стоимости. Определение уровня ставки, по которой будет взиматься налоговый сбор с участков, относится к полномочиям представительных органов МО, на территории которых они находятся. Ставки могут дифференцироваться. Основанием для дифференцирования ставки на участки признаётся следующее:

  • к каким категориям они отнесены;
  • как ими разрешено пользоваться;
  • где находятся в пределах МО.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Устанавливая ставку налогового сбора, нельзя превышать предельные значения, установленные в п. 1 ст. 394. По большинству делянок она не превысит 0,3%.

Если участок не относится к перечисленным категориям, то величина сбора резко возрастает. Она может достигнуть 1,5%.

Кто освобожден от уплаты земельного налога в России

Начислением занимаются местные ИФНС. В местную ИФНС подаются заявления относительно предоставления вычета или льготы, если плательщик располагает правом на них.

Декларацию полагается подавать не позднее 1 февраля по истечении налогового периода.

Необходимо определиться в отношении субъектов налогового сбора.

Согласно ст. 388 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физлица, которые являются:

  • собственниками;
  • постоянными (бессрочными) пользователями;
  • пожизненными наследниками.

А вот тех, кто безвозмездно пользуются делянками, от выплаты налогового сбора с них освободят.

Рассмотрим, на основании чего можно получить освобождение от уплаты земельного сбора, вообще не платить налог на землю.

На федеральном уровне действуют правила, установленные НК РФ, в отношении физ- и юрлиц, которых полагается освободить от уплаты.

Представительные органы МО располагают полномочиями, позволяющими расширить перечень, установленный НК. Важно, чтобы эти нормативные акты не противоречили кодексу. Ведь его положения в отношении лиц, освобождаемых от уплаты налогового сбора, основываются на федеральных законах.

Правовая основа

Собственники или пожизненные пользователи, которым принадлежит земля, платят за неё на основании положений НК РФ и нормативных актов, принятых на региональном уровне. Указывая в кодексе, кому предоставляется полное освобождение от уплат сбора или уменьшение его размера, в определённых случаях ссылаются на федеральные законы. Именно этими нормативными актами было предоставлено юридическое основание.

В частности, по отношению освобождения от обязанности платить сбор с надела, необходимо учитывать нормы, введённые такими ФЗ:

  • № 436 – в 2017 году;
  • № 339 – в 2011-м;
  • № 305 — в 2011-м;
  • № 297 – в 2018-м;
  • № 373 – в 2018-м;
  • № 216 – в 2017-м;
  • № 353 – в 2018-м.

Все граждане России являются налогоплательщиками нескольких видов налогов. Они должны платить налог с полученной прибыли (НДФЛ), налог на транспорт, на землю, на имущество и др.

Но есть некоторые лица, которые являются льготниками, и могут частично или полностью избежать уплаты налога.

Необходимые термины

Земельным налогом называют платеж, что определяется с учетом облагаемой налогом кадастровой стоимости земельного участка.

Такая сумма определяется Налогово-таможенным департаментом с учетом полученной информации от органа местного самоуправления.

Налог на землю — региональный. Его перечисляют в полном объеме в бюджет единицы местного самоуправления.

Размер ставки земельного налога — 0,1 — 2,5% от стоимости налогообложения земель в год. Если земля используется при производстве сельхозпродукции, тогда ставка — 0,1-2,0%.

Размер ставки должен устанавливаться органом местного самоуправления до 31 января. Возможно установление дифференцированного показателя с учетом ценовой зоны в установленных законодательством Российской Федерации рамках.

Данные об установленном налоге должны быть предоставлены до 1 февраля. Иначе величина налога будет исчисляться Налогово-таможенным департаментом по предыдущим данным, что были предоставлены в прошлом году.

Главное требование для налогообложения — участок должен находиться на территории, с которой решено взимать платеж.

Расчеты осуществляются с базы налога, которая равна кадастровой цене земли по состоянию на начало года.

За что платится

Земельный налог платят собственники участков, а также землепользователи. То есть, если у вас в собственности есть земля, тогда придется за нее платить. Нет такого обязательства у инвесторов и арендаторов.

В отношении земли, что упоминается нормативным актом об охране природы (заказника, зон с ограниченным пользованием и т. п.), налог платится в размере 50% от устанавливаемой ставки.

Нормативная база

Информация о земельном налоге содержится в налоговом кодексе (гл. 31). При рассмотрении вопроса обложения налогом земельных участков стоит ссылаться также на законы регионального уровня.

Ведь государство дает право местным властям устанавливать льготы для некоторых категорий лиц по своему усмотрению. Главное, чтобы при этом не были нарушены федеральные нормы.

^К началу страницы

  1. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
  2. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии со статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии со статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

    Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

  3. Особенности применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы:

    а) для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и подлежащая применению по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, за исключением нижеперечисленных случаев;

    б) изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения (уточнения площади, назначения, разрешенного использования, категории и т.п.) учитывается со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

    в) в случае оспаривания кадастровой стоимости и установления начиная с 01.01.2019 рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии при управлении Росреестра или по решению суда, сведения о вновь установленной кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта налогообложения), внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости;

    г) в случае изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда из-за недостоверности сведений, использованных при ее определении, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

  4. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
    Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
    Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
  5. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется с месяца (с 1 января 2019 года — со дня) открытия наследства.
  6. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
  7. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  8. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  9. Налоговые уведомления об уплате налога направляются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 52 НК РФ).
    Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Предлагаем ознакомиться:  Платят ли инвалиды земельный налог 2020 - 2 группы, льготы, 1 группы

Законодательная база

Земельный налог как понятие и вид налогообложения существует довольно давно. Еще в 1991 году был принят Закон №1738-1, который регламентировал порядок оплаты налоговых взносов за имеющиеся в собственности земельные наделы. Этот нормативный документ действовал вплоть до 2005 года. С 1 января 2005 года в силу вступило новое законодательство в данной сфере, основы которого регламентируются главой 31 Налогового кодекса РФ.

Кто освобожден от уплаты земельного налога в России

Длительное время правила налогообложения в земельной сфере оставались неизменными, но в сентябре 2017 года в НК РФ были внесены существенные изменения, которые повлияли не столько на порядок исчисления взносов, сколько на их размер. В главу 31 было внесено изменение, согласно которому налог стал исчисляться от кадастровой стоимости участка, что существенно повысило размеры взимаемых взносов.

Для облегчения перехода на новый вид выплат Федеральным законом №286 была разработана специальная поэтапная программа, цель которой смягчить возникшую стоимостную разницу для налогоплательщика. Начиная с 2018 года, в течение трех лет региональные бюджеты будут производить поэтапное повышение взимаемого коэффициента, чтобы к 2021 году достигнуть 100% установленного взимаемого барьера.

^К началу страницы

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch{q}v=-8nPJMm_FwE

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте
Росреестра в сети Интернет.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности — в равных долях.

Начиная с налогового периода 2019 года в

будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость земельного участка, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учётом нижеприведённых особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Кто освобождается от уплаты земельного налога по НК РФ

Норма может устанавливаться:

  • федеральным законом;
  • актом представительного органа МО.

На федеральном уровне перечень тех, кто освобождается от уплаты земельного сбора, приведён в ст. 395 НК.

Каждое МО в России самостоятельно решает, кто ещё освобождается от уплаты земельного налога. Преференции, установленные в одном регионе, в другом не будут иметь юридической силы. Где-то могут освободить полностью, где-то – частично или вовсе не предлагать льгот. Как правило, решения о предоставлении преференций принимаются в отношении юридических лиц, деятельность которых имеет немаловажное значение для МО. Поэтому им стараются как-то помочь, чтобы:

  • поддержать конкурентоспособность и сохранить рабочие места;
  • поддержать в общественно значимых начинаниях.

Для физических лиц

В НК соответствующий статус среди физических лиц получила единственная категория граждан. Причём льгота, предоставленная коренным дальневосточным, северным и сибирским обитателям, распространяется только на участки, которыми пользуются, сохраняя традиционный быт и занятия.

Практика многих МО, например, Москвы, показывает, что освобождаются на 100% от уплаты и другие лица. Льготы дают:

  • Героям СССР и РФ;
  • участникам ВОВ, а также представителям приравненных к ним категорий;
  • пострадавшим при (термо)ядерных испытаниях;
  • занятым народными промыслами;
  • начинающим заниматься сельскохозяйственной деятельностью (на пятилетие).

Для юридических лиц

https://www.youtube.com/watch{q}v=UZe2gvxmWQU

На федеральном уровне перечень обширен и пополняется в результате принятия новых ФЗ.

Муниципальным властям необходимо поддерживать довольно тесные отношения с крупными налогоплательщиками, так как они:

  • создают рабочие места, обеспечивая поддержку определённого уровня благосостояния в регионе;
  • занимаются важной социальной деятельностью.

Поэтому приходится заинтересовывать таких налогоплательщиков, чтобы они не уходили в другой регион. Одной из мер, позволяющих удерживать выгодную организацию в регионе, становится освобождение её от местного сбора.

Порядок расчета земельного налога, круг налогоплательщиков, сроки и правила уплаты, льготы и прочие моменты регулируются главой 31 НК. Перед начислением платежей следует внимательно ознакомиться с перечнем льготных категорий, чтобы не переплачивать государству в тех случаях, когда можно законно сэкономить деньги.

  • Учреждения и организации УИС по земельным участкам, непосредственно использующимся для выполнения рабочих функций.
  • Организации в части земель под государственными автодорогами общего назначения.
  • Религиозные объединения в части земель под зданиями благотворительного/религиозного назначения.
  • Общественные организации с численностью инвалидов минимум в 80 % или при выполнении других условий по п.5 ст. 385.
  • Компании, работающие в области художественных народных промыслов.
  • Физлица и их общины из числа коренных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири, отличающихся признанной малочисленностью.
  • Резиденты ОЭЗ, кроме судостроительных предприятий, по землям сроком в 5 лет.
  • Управляющие компании-участники федерального проекта «Сколково».
  • Судостроительные предприятия- резиденты ОЭЗ промышленно-производственного назначения по землям сроком в 10 лет.
  • Резиденты СЭЗ по землям сроком в 3 года.
Предлагаем ознакомиться:  Государственная регистрация прав на земельный участок

А кто еще освобождается от земельного налога из физических лиц, кроме поименованных в ст. 395{q} В п. 5 ст. 391 НК предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы на 10 000 руб. по городам – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь в том числе для следующих налогоплательщиков:

  1. Инвалиды с 1 или 2 группой.
  2. Герои СССР/РФ, полные кавалеры ордена Славы.
  3. Инвалиды с детства.
  4. Инвалиды и ветераны ВОВ.
  5. Инвалиды и ветераны различных боевых действий.
  6. Прочие налогоплательщики.

^К началу страницы

Перечень лиц, которые могут не уплачивать земельный налог, есть в ст. 395 Налогового кодекса.

Это касается лиц, что арендуют земельные участки, используют их на безвозмездной основе или вправе воспользоваться льготой.

Налогоплательщиками земельного налога считаются компании и граждане, которые владеют земельными участками на правах собственников, постоянного использования или пожизненного наследуемого владения.

Кто освобожден от уплаты земельного налога в России

Если у таких лиц земля находится во владении на другом основании (по соглашению аренды, в безвозмездном использовании определенный период), тогда платеж не производится.

Право на объект можно подтвердить свидетельствами о госрегистрации прав, госактами на право использования участками, актами о предоставлении земель, иными справками, что были получены физлицами и компаниями.

Плательщикам земельного налога являются:

  • владельцы земельного участка;
  • пользователи земли, если она не переоформлена в соответствии с Законом о земельной реформе;
  • застройщики, если есть обременение правами застройки;
  • пользовладелец, если есть соответствующее обременение;
  • лица, что вправе пользоваться участком, если отведено муниципальную или государственную недвижимость для добычи полезных ископаемых.

Государство будет платить налог на землю, которую возвращают, заменяют, компенсируют. Платится и с земель компенсированных, но никем не взятых в использование.

Порядок использования льгот расписан в законодательных документах. Льготами можно воспользоваться только в том случае, если землю используют для ведения традиционного образа жизни и промыслов.

На 10 тыс. рублей могут уменьшить сумму платежа лица, что отражены в ст. 391 НК. Но учтите, что положенная льгота не будет применена автоматически.

Сначала стоит подготовить ряд справок и подать их в уполномоченный орган. Льготами по уплате земельного налога могут воспользоваться и юридические лица, которые заняты деятельностью, связанной с народными художественными промыслами.

Как выписать умершего человека из квартиры, если он собственник, читайте здесь.

Освобождены ли пенсионеры от уплаты земельного налога{q} В законодательстве федерального уровня нет положений, которыми устанавливалось бы право на льготу пенсионерам.

Но такое право может устанавливаться местными властями. На региональном уровне устанавливаются льготы, которые предполагают полное освобождение от перечисления суммы налога.

Могут также устанавливать конкретную сумму, которую лица могут не платить. Физические лица не могут вовсе не платить налог. Но вот уменьшить его размер — вполне.

К примеру, в Москве граждане могут использовать вычет, величина которого составляет 1 млн. рублей. Такая возможность есть у инвалидов, многодетных семей, чернобыльцев и т. д.

Лица должны считаться землепользователями или землевладельцами В соответствии со ст. 10 Закона о земельном налоге
Участок должен использоваться для застройки или как приусадебный участок Что находится в составе доходной сельскохозяйственной земли
На участке должно располагаться сооружение
Лицо, что является землепользователем или землевладельцем Проживает в доме, что находится на участке, и данные о нем вносились в регистры народонаселения

Чтобы уточнить данную информацию, стоит обратиться к налоговому кодексу. Можно также проконсультироваться в отделении ФНС, где скажут, установлены ли дополнительные льготы в определенном регионе.

Тех, на которых законодательство запрещает Вести хозяйственную деятельность
Участков, что относятся к зонам специального режима заповедников Постоянного места обитания
Участков, которые относятся к строениям дипломатического и консульского представительства Иностранного государства или к их частям
Участков, что являются объектами пользования иностранных государств Или международных организаций в соответствии с соглашением, что заключено между Правительством республик и иностранными государствами
Участков, на которых располагается церковь Или молитвенный дом прихода
Земель муниципального органа Что находятся на административных территориях органа местного самоуправления (кроме случаев, когда такая земля используется лицом, чье землепользование не переоформлялось в соответствии с требованиями Закона о земельной реформе, или такой участок обременен правами застройки или правом пользования)
Участков под публичным водоемом или дорогой Что находится в публичном пользовании
Участков, которыми пользуются международные военные штаб-квартиры
Участков, что являются собственностью государства И имеют целевое назначение для общественного строения
Земель, что имеют целевое назначение общего использования К примеру, земля кладбища

Налогоплательщики

Ими признаются все физические и юридические лица, которые имеют земельные наделы. При этом важно, чтобы сама недвижимость подпадала под объекты налогообложения, которые изложены в статье 389 НК РФ. Платить за землю необходимо в следующих случаях:

  1. Участок был получен в дар либо приобретен в собственность посредством покупки или его приватизации.
  2. Надел унаследован с правом пожизненного пользования.
  3. Оформлен договор бессрочного пользования.

Перечень налогоплательщиков, которые подпадают под действие законодательных норм и обязаны выплачивать регулярные отчисления, изложен в статье 388 НК РФ.

Физические лица

К физическим лицам, как субъектам налогоплательщиков, относят не только граждан, но и индивидуальных предпринимателей, которые владеют землей на основании зарегистрированного права собственности, оформленного бессрочного права владения или полученной в пожизненное наследство.

Плательщиками налогов, причисляемых к физическим лицам, могут быть не только граждане РФ. Точнее гражданство здесь не играет никакой роли. Получить права на земельный участок может и подданый  другой страны, сам факт приобретения недвижимости на территории Российской Федерации накладывает на него обязательства по уплате налоговых взносов в бюджет страны.

Юридические лица

Кто освобожден от уплаты земельного налога в России

Юридические лица обязаны уплачивать земельные налоги в том случае, если на балансе организации есть участки земли, коими она владеет на праве собственности или по договору бессрочного пользования.

Не признаются налогоплательщиками следующие юридические лица:

  1. Владеющие землей на праве безвозмездного пользования – срочного или бессрочного.
  2. Арендующие участки земли.

Отдельной категорией выделяются наделы, которые являются имуществом паевых инвестиционных фондов. Обязанность по внесению налогов за них ложится на управляющих данных компаний. Сами взносы отчисляются за счет имущества, коим владеет инвестиционный фонд.

Для кого действует уменьшенная сумма налога

Определяя налоговую базу, необходимо учитывать, что п. 5 ст. 391 НК освободил от уплаты налога на землю с шести соток физлиц из некоторых социальных категорий.

Наиболее обширную категорию льготников составляют пенсионеры, свои многолетним трудом заслужившие предоставление привилегии.

Помимо лиц, которым преференции даны в силу их заслуг перед страной и/или вследствие перенесённых тяжких испытаний, распространили льготу и на многодетные семьи. Такая социальная мера показывает озабоченность государства будущим страны.

Представительные органы МО сами устанавливают, каким категориям физлиц и юрлиц стоит предоставить преференции.

Освобождение от земельного налога бюджетных учреждений

По общим правилам бюджетные учреждения не освобождаются от уплаты земельного налога, если иное не предусмотрено ст. 395 НК. При этом по решению местных властей могут вводиться в действие налоговые льготы по земельному налогу при предоставлении налогоплательщиками соответствующей документации, подтверждающей законное право на применение льготы.

Кто освобождается от уплаты земельного налога{q}

Дополнительно решать, кто освобожден от земельного налога могут органы самоуправления на местах, в муниципалитетах и т.д. Регулирование уплаты налога, условий освобождения и представления льгот производится путем издания законодательных актов местного значения (ст. 15 НК). Помимо этого, и региональные законы могут регламентировать порядок налогообложения земельного налога.

Чтобы самолично оформить льготу, человеку необходимо посетить налоговый орган по местонахождению участка и написать заявление в установленной форме. Для одобрения потребуется обосновать просьбу и приложить подтверждающие документы. Это, к примеру, копии справок ВТЭК на инвалидность или копии удостоверения ветерана ВОВ и т.д. После рассмотрения всей документации ИФНС выносит решение о возможности применения льготы или отказе в ее использовании.

Предлагаем ознакомиться:  Какой срок гарантии на автозапчасти по Закону “О защите прав потребителей”

Современное федеральное законодательство установило, что от перечисления налога по земельному участку могут быть полностью освобождены, как организации, так и частные лица. Среди юридических лиц, что полностью освобождаются от земельного налога, можно отметить:

  • Заповедники и ботанические сады, имеющие местное и национальное значение для населения;
  • Организации и предприятия, деятельность которых связана с народным творчеством. Это касается тех сообществ, которые работают в местах проживания народностей Крайнего Севера;
  • Разные научные организации, разные учебные хозяйства. Это могут быть компании, что занимаются исследовательскими работами, лесохозяйственными видами деятельности и сельскохозяйственными процессами;
  • Социальные и культурные организации. Среди основных направлений можно выделить – религию, здравоохранение, культурное и общее образование, а также кинематография;
  • Организации, которые принадлежат Академии наук, ВУЗы;
  • Предприятия, обладающие ценной государственной и унитарной собственностью.

Подробный перечень предприятий, что по закону могут быть полностью освобождены от уплаты ежегодного налога, можно изучить в специальной литературе и в сборниках с законодательными актами.

Наряду с многочисленными организациями, есть также определенная категория физических лиц, которые могут быть полностью освобождены. К этой категории граждан можно отнести:

  1. Герои СССР, России, а также социального труда.
  2. Люди, принимающие участие в ВОВ и приравненные к ним граждане.
  3. Лица, которые пострадали в процессе устранения атомных катастроф и при проведении разных испытаний.
  4. Граждане, впервые организующие выгодное сельское хозяйство. Данные лица освобождаются от оплаты не на все время, но на первые пять лет.
  5. Люди, деятельность которых связана с народными промыслами.

Налоговые обязательства растут год от года. Объясняется это и возросшими потребностями государства, экономической целесообразностью и увеличением доходов населения. Земельный налог ранее не представлял серьезного платежа, он был скорее формальностью, чем действительным бременем. Однако с 1 января 2018 года все изменилось, налог на недвижимость, разновидностью которой являются и земельные взносы, серьезно возрос. Государственные органы начали исчислять взносы исходя из кадастровой стоимости, которая в большинстве случаев практически идентична рыночной.

Между тем нормативные документы устанавливают ряд льгот, которые позволяют некоторых плательщиков полностью освободить от налогов на имеющиеся земельные участки, а для кого-то существенно снизить установленные цифры.

Освобождать от земельного налога могут по разным причинам. Это экономически обоснованная мера, позволяющая дать защиту тем категориям физических лиц и организациям, которые просто неспособны вынести налоговое бремя, но имеют конституционное право на владение и пользование землей.

Кому предоставляются льготы по земельному налогу

Освободить от налога на землю полностью или частично сотрудники местной ИФНС могут только на основании полученного заявления. Его понадобится подкрепить:

  • паспортом;
  • ИНН;
  • правоустанавливающим актом, устанавливающим право собственности на надел;
  • документом, подтверждающим наличие права на льготу.

Кем устанавливаются льготы{q}

Частичное или полное освобождение от налога на землю – это льгота, которая устанавливается на законодательном уровне. Так как земельные взносы вносятся в региональные бюджеты и формируют их, регламентируются они сразу на двух уровнях:

  1. Федеральном.
  2. Региональном.

На федеральном уровне налогообложение регулируется Налоговым кодексом. Пункты, изложенные в нем, являются законодательной основой и подлежат обязательному исполнению. Местные власти могут вводить свои правила и нормы, путем издания региональных нормативных актов, но они не должны противоречить федеральным законам или конфликтовать с ними.

Региональные власти могут и должны дополнять списки льготников к уже установленным на федеральном уровне перечнях. Вносить те или иные категории в льготные списки рекомендуется, ориентируясь на экономическую ситуацию в регионе. Какие-то области имеют большее количество льгот, какие-то – меньшее.

Освобождение от земельного налога физических лиц на местном уровне

Получение льготы по отношению к налогооблагаемым объектам недвижимости – это право налогоплательщика, но не его обязанность. Получать информацию о перечне лиц, имеющих право на льготы, можно различными путями:

  1. Самостоятельно штудируя законодательные акты.
  2. Обратившись в местные органы самоуправления.
  3. Получив консультацию у налогового инспектора.

Льготниками могут быть физические лица и организации. Льготы могут полностью освободить человека или юрлицо от уплаты налога на землю или дать ему некоторое послабление, в виде уменьшения налогооблагаемой базы.

Кто освобожден от уплаты земельного налога в России

На региональном уровне в каждом субъекте есть свои списки льготников по группам, а вот выявлять, кто освобождается от налогообложения, власти не должны. Воспользоваться льготой могут лишь те лица, что самостоятельно узнали о данном праве и подтвердили его в установленном порядке.

Организации

Налоговые льготы, предусмотренные на федеральном уровне и применяемые по отношению к юридическим лицам, изложены в статье 395 НК РФ. В ней указано, что полностью от налогообложения освобождаются следующие категории:

  1. Организации уголовно-исправительной системы Министерства юстиции РФ.
  2. Автомобильные дороги общего пользования.
  3. Религиозные объединения.
  4. Общественные организации инвалидов, в том случае, если не меньше 80% их представителей являются инвалидами. Под это правило подпадают и все учреждения, собственниками которых являются указанные организации.
  5. Лица, занимающиеся производством изделий народного художественного промысла и их реализацией.
  6. Резиденты особых экономических зон, но с ограничением срока освобождения на пять лет.
  7. Инновационный центр «Сколково».
  8. Судостроительные предприятия, если они являются резидентами РФ, на срок до десяти лет.
  9. Резиденты свободной экономической зоны не более чем на три года с момента оформления земли в пользование или владение.
Воспользоваться налоговым послаблением нельзя в случаях, когда надел сдается в аренду.

Региональные законы пополняют списки льгот специальными субъектами, в состав которых входят все земельные участки, которые расположены под зданиями, выполняющими управленческие функции, государственные научные центры,  бюджетные учреждения и иное. Для получения льготы важно, чтобы земля использовалась по прямому назначению.

Граждане

Налоговые льготы по отношению к физическим лицам делятся на два крупных блока:

  1. 100% освобождение.
  2. Уменьшение налогооблагаемой базы.

К первому блоку относятся представители малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, при условии, что речь идет об участках, которые используются для промысла и ведения традиционного образа жизни.

Уменьшение налогооблагаемой базы предусмотрено статьей 391 НК РФ. Для физических лиц действует норма, при которой имеющиеся в пользовании или владении земли уменьшаются на 600 квадратных метров для следующих категорий граждан:

  1. Герои Советского союза и Российской Федерации.
  2. Кавалеры ордена Славы.
  3. Инвалиды первой и второй группы.
  4. Дети-инвалиды и инвалиды детства.
  5. Ветераны боевых действий, в том числе ВОВ.
  6. Пострадавшие от облучения на Чернобыльской АЭС.
  7. Принимавшие непосредственно участие в испытаниях ядерного оружия, а также ликвидации аварий ядерных установок.
  8. Перенесшие лучевую болезнь, спровоцированную работой с атомными установками.
  9. Пенсионеры, которые получают пенсионное пособие по выслуге лет, а также лица, достигшие пенсионного возраста – 60 лет мужчины и 55 лет женщины.

Льготные условия предоставляются не в совокупности по всем имеющимся участкам, а только по одному из них на выбор собственника.

Региональные власти также могут дополнять указанный перечень. Обычно они предоставляют определенные послабления семьям с несовершеннолетними детьми и малообеспеченным гражданам.

Полезное видео

Как станут платить земельный налог в России в 2020 году, какие новые льготы ожидают граждан, рассматривается в двухминутном фрагменте из выпуска телевизионных новостей Осетии.

Заключение

Кто освобожден от уплаты земельного налога в России

НК заявляет, что каждый собственник в РФ, которому принадлежат земельные участки с учётом некоторых исключений, обязан выплачивать налог. Кодекс содержит перечни организаций и физлиц, на которых распространяются льготы в виде полного или частичного освобождения от земельного налога. Установлено, что для получения преференции, необходимо обратиться в местную ИФНС с заявлением и документацией, подтверждающей его обоснованность.

Перечень лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога, может пополняться. Располагая такими возможностями, соответствующие решения принимают, к примеру, Санкт-Петербург и другие МО России.

Перечень документов

В перечень бумаг на получение льготы обязательно входят:

  1. Удостоверение личности заявителя или бумаги на юрлицо.
  2. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
  3. Выписка из ЕГРН о праве собственности на участок.

https://www.youtube.com/watch{q}v=6OaKyTSK2ao

Льготные категории граждан должны будут дополнительно предоставить один из следующих бланков:

  1. Пенсионное удостоверение.
  2. Свидетельство многодетной семьи.
  3. Свидетельства о рождении детей.
  4. Удостоверение инвалида.
  5. Документы, подтверждающие факт наличия звания Героя Советского союза, России или иные регалии.

Все документы подаются в двух экземплярах – оригиналы и копии. Оригиналы нужны для сверки правдивости предоставленных данных. На принятие решения ИФНС отводится 30 дней.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector