Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Как подать кассационную жалобу в арбитражный суд округа

Как подать кассационную жалобу в арбитражный суд округа

Как подать кассационную жалобу в арбитражный суд округа
СОДЕРЖАНИЕ
0

Кассация – самая непредсказуемая стадия арбитражного процесса

Арбитражное производство в России, несмотря на отличия от других отраслей права, также предполагает возможность апелляционного и кассационного обжалования.

Кассация — это самостоятельная стадия судебного процесса, в которой проверяются принятые судами начальной инстанции решения на законность, то есть на соответствие материальным и процессуальным правовым нормам. Она претерпела изменения после поглощения Верховным Судом ВАС РФ (ФЗ № 186 от 28.06.2014 г.). Правосудие в России развивается в сторону унификации законодательных процедур. Вместо ВАС как высшей кассационной и надзорной инстанции теперь действует Экономическая коллегия ВС.

Арбитражная структура на местах пока осталась без изменений. Первая кассация проходит в арбитражных судах округов (10 федеральных АС на 2019 г. в России). Второй этап, как и по ГПК, проводится в ВС России.

В АС федеральных округов рассматриваются судебные акты, получившие юридическую силу (ст. 273 АПК):

  • судебные приказы АС начальной инстанции (субъектов РФ);
  • решения региональных АС, только если они были оспорены в апелляции;
  • постановления апелляционных АС.

В АПК РФ установлены те же правила апелляции в Верховном Суде, что и в ГПК и УПК. Кассационное заявление подается на получившие юридическую силу:

  • судебные акты региональных и апелляционных АС, прошедшие кассацию в окружных судах;
  • решения АС федеральных округов, выступающих как начальная инстанция;
  • определения окружных АС, принятых по первой кассации.

АПК предусматривает 2-месячный срок направления жалобы с момента вхождения в юридическую силу оспариваемого акта.

Судебные решения начальной инстанции вступают в силу через месяц после его оглашения в итоговой форме, если не подана апелляция, иначе — после принятия АС второй инстанции своего постановления.

Судебный приказ принимается к исполнению, если в установленный в нем срок не было возражений. Для них не предусмотрена апелляционная стадия обжалования.

Срок может быть восстановлен путем подачи отдельного ходатайства в арбитражный суд начальной инстанции. При этом объективной причиной опоздания считается незнание заинтересованного лица о ходе судебного процесса (в отличие от ГПК). Просить о возобновлении срока участник может в течение полугода с момента вхождения спорного акта в силу.

Производство в арбитражном суде кассационной инстанции базируется не только на основании материалов дела, но и на нормах закона, которые должны применяться для разрешения ситуации. Подаватель кассационной жалобы должен четко указать в своем обращении, какие именно нормы права были нарушены органом первой инстанции, а также привести аргументы, подтверждающие этот факт.

Как подать кассационную жалобу в арбитражный суд округа

Порядок подачи кассационной жалобы в арбитражный суд четко описан в АПК РФ. В этом Кодексе также описан порядок рассмотрения кассации. Ознакомиться с правовыми нормами перед подачей обращения очень важно, ведь только так вы сможете избежать ошибок, из-за которых, может быть вынесен отказ в рассмотрении кассации.

Подача кассационной жалобы в арбитражный суд может осуществляться любым участником процесса или лицом, чьи интересы были затронуты вынесенным постановлением. Подготовкой и подачей заявления может заниматься законный представитель, но для этого необходимо составить доверенность, и указать в ней ряд полномочий представителя.

Если имеет место кассационная жалоба, арбитражный суд сможет ее рассмотреть только вместе с ходатайством о восстановлении срока для его подачи. В ходатайстве следует аргументировать причины пропуска срока. Если ходатайство одобрят, то сразу и начнут рассмотрение жалобы.

В случае, если в арбитражный кассационный суд было подано ходатайство о восстановлении сроков для подачи жалобы на ранее принятое постановление, лицом которое не участвовало непосредственно в процессе, но интересы его были затронуты, срок исчисляется иначе. Обращение о восстановлении сроков подавать ходатайство можно осуществлять на протяжении полгода, но не от вступления в силу исходного решения, а с момента, когда заявитель узнал, что его права были ущемлены или нарушены.

Обжалование постановлений органов первых инстанций в кассационном порядке требует оплаты госпошлины. Оплачивать ее обязательно вне зависимости от того, кто является по данному делу заявителем. Оспаривание решений в кассационном суде таково, что квитанция должна быть прикреплена непосредственно к жалобе. Без наличия подтверждения оплаты госпошлины суд не буде заседать и рассматривать иск.

Предлагаем ознакомиться:  Кассационная жалоба на прекращение уголовного дела

Кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции готовится и рассматривается в порядке, установленном Главой 35 АПК РФ.

Ключевые положения:

  1. В окружном суде можно обжаловать:
  • действующие судебные приказы;
  • решения первой инстанции после апелляции, а также не рассмотренные в апелляционном порядке из-за пропуска срока и отказа в его восстановлении;
  • постановления апелляционного суда.
  1. Срок обжалования в кассационной инстанции – не позднее 2-х месяцев после вступления оспариваемого решения в силу. Основания и условия восстановления срока – причины нарушения срока не зависели от заявителя, и ходатайство представлено в течение 6 месяцев со дня начала действия обжалуемого акта либо со дня, когда заявитель узнал (должен был узнать) о нарушении таким решением его прав и интересов.
  2. Подача документов – строго через инстанцию, акт которой обжалуется.
  3. Рассмотрениекассационной жалобы в арбитражный суд – это 2 этапа: (1) принятие обращения (возбуждение кассационного производства) и (2) коллегиальное рассмотрение, которое осуществляется практически по тем же правилам, что и производство в первой арбитражной инстанции.
  4. Сроки производства – 2 месяца со дня поступления всех материалов или со дня истечения срока, установленного для подачи жалобы, если срок был соблюден. По особо сложным делам, при большом количестве участников допускается продление срока производства до 6 месяцев.

Кассационная жалоба – письменный или подготовленный в электронном виде документ. Он подписывается либо тем, кто ее подает, либо его представителем, имеющим соответствующие полномочия. Документы можно подготовить и направить электронно посредством системы «Мой Арбитр». Функционал сервиса обеспечивает доступность подачи жалоб и приложений к ней в любой окружной арбитражный суд.

Содержание жалобы – обязательные и факультативные сведения. Отсутствие первых приведет к оставлению обращения без движения на определенный судом срок для устранения выявленных нарушений. Указание факультативных сведений – право заявителя. В них обычно приводятся наиболее сильные доводы и аргументы, дабы повлиять на принятие по результатам рассмотрения положительного решения.

Согласно ст.277 АПК РФ кассационная жалоба в арбитражный суд обязана содержать:

  1. Данные суда (наименование).
  2. Наименование (ФИО), процессуальный статус, место нахождения (жительства) заявителя и то же самое по другим участникам дела. При необходимости указывается дополнительная контактная информация (телефоны, e-mail и т.д.).
  3. Информация об обжалуемом акте: суд, решение (какое именно и о чем), дата его принятия, регистрационный номер дела и его предмет (кратко).
  4. Требования заявителя и поводы (основания) для оспаривания решения, со ссылками на соответствующие правовые нормы, обстоятельства и доказательства.
  5. Перечень приложений.

Непосредственно в тексте допустимо приводить ходатайства. Но разумно использовать эту возможность, если ходатайства краткие и не требуют развернутого обоснования. Все иные лучше готовит отдельно, указывать их в перечне приложений и приобщать к общему пакету документов.

Проигранное в первой инстанции и в апелляции дело – не завершение процесса, если есть хотя бы малейшие шансы, что кассационная жалоба в арбитражный суд, сроки для подготовки которой достаточно большие, сможет решить исход дела в вашу пользу. Соблюдение процессуального порядка, тщательная подготовительная работа и эффективное ведение процесса – вот основные козыри юриста.

Кассация, в отличие от апелляции, считается более непредсказуемой по результатам стадией арбитражного процесса. Она затрагивает нарушения норм и процессуального, и материального права, поэтому простор для обжалования широк. Нужно лишь найти весомые основания и убедительно донести свою позицию до суда.

Предлагаем ознакомиться:  Жалоба на судебного пристава кому и куда можно жаловаться на судебных исполнителей

Жалоба и приложения к ней подаются в письменной форме непосредственно в коллегию ВС либо в электронном виде – через интернет-систему «Мой арбитр». Число копий представляемых (направляемых) документов должно соответствовать количеству участников арбитражного дела.

Порядок принятия кассационной жалобы по арбитражному делу в Верховный суд РФ

В коллегии ВС в рамках арбитражного судопроизводства рассматриваются жалобы на вступившие в силу:

  • решения и определения судов субъектов РФ;
  • постановления и определения апелляционной инстанции;
  • принятые в первой инстанции решения и определения, а также кассационные определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам;
  • прошедшие апелляцию судебные акты, в отношении которых не предусмотрено кассационное (первое) обжалование, и постановления апелляционной инстанции, вынесенные в рамках обжалования таких судебных актов.

В большинстве случаев кассационная жалоба в Верховный суд подается при проигрыше арбитражного дела в апелляции и (или) первой кассации либо при выигрыше в апелляции и проигрыше в кассации.

Если арбитражное дело уже проходило кассацию, основаниями для обжалования кассационного постановления (определения) должны выступать существенные нарушения материальных и (или) процессуальных норм, которые повлияли на исход кассации и повлекли нарушение экономических прав и интересов инициатора обжалования.

Срок подачи второй кассации – в течение 2 месяцев с момента начала действия последнего обжалуемого решения, принятого по арбитражному делу, в рамках которого идет процесс. Как и на иных стадиях, допускается возможность восстановления пропущенного по уважительным причинам срока. Но для принятия положительного решения по этому вопросу необходимо успеть подать ходатайство в течение 6 месяцев, исчисляемых с того же самого момента, что и срок для второй кассации.

Пока не истек срок, предусмотренный для второй кассации, она не начнется, поскольку дело не будет истребовано из соответствующего суда. Но и затягивать с обращением опасно. Процедура восстановления способна превратиться в свой небольшой судебный процесс. Решение судьи ВС РФ по этому поводу не является окончательным.

В соответствии с АПК вторая кассация в арбитражном процессе – двухэтапный процесс.

На первом этапе представленные материалы изучаются и оцениваются одним судьей ВС РФ. Он же вправе рассмотреть поступившее ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Принимаемые по жалобе решения:

  1. Возвращение без рассмотрения.
  2. Отказ в передаче на рассмотрение коллегии ВС.
  3. Передача материалов дела на коллегиальное рассмотрение.

Серьезное количество обращений не доходят до рассмотрения и возвращаются заявителям. И здесь применятся сугубо формальные основания. Нужно предельно внимательно подходить к вопросам подготовки, оформления и направления документов. Жалобу вернут, если она отозвана инициатором или он сам просит ее вернуть, если не соблюдены требования к форме и содержанию, если материалы поданы неуполномоченным лицом или от имени лица, которое не имеет право на обжалование. Нарушение правил подсудности и сроков, если они не восстановлены, – еще два основания для оставления обращения без рассмотрения.

Коллегиальное рассмотрение блокируется в двух случаях: если заявленные доводы не подтверждают указанных в обращении нарушений и не являются основанием для пересмотра дела в кассации или если заявленные доводы не подтверждаются материалами арбитражного дела.

Предлагаем ознакомиться:  Привлечение к ответственности за неоднократные жалобы

Принятие решения об отказе в передаче дела на рассмотрение в коллегию ВС не предусматривает возврат жалобы и приложений заявителю. Все материалы остаются в деле. Заявителю направляется определение, в котором излагаются, среди прочего, мотивы принятого решения.

В структуре всех поступаемых в коллегию ВС РФ кассационных жалоб процент дел, переданных на коллегиальное рассмотрение, невелик. Хотя этот юридический инструмент очень популярен среди юристов.

Что показывает статистика? Главное – жалобы очень редко попадают на рассмотрение коллегии, но если попали – очень высока вероятность их удовлетворения с отменой или изменением обжалуемого, всех или нескольких ранее принятых по делу решений.

Почему львиная доля заявлений не доходит до основного рассмотрения? Причин несколько. Очень много ошибок допускается при подготовке и представлении жалоб с приложениями. Но почти все такие обращения отсеиваются еще на стадии первичного их изучения с принятием решения о возвращении заявителю. Важно другое. Деятельность Судебной коллегии по экономическим спорам – это несколько последних лет, и практика еще нарабатывается.

При этом до сих пор нет единства позиций и мнений юристов относительно того, как трактовать и конкретизировать три базовых условия обоснованности жалоб: существенное нарушение норм влияние нарушений на исход дела невозможность без устранения этих нарушений восстановить и защитить нарушенные права.

Как готовить кассационную жалобу

Для опытных юристов кассационная жалоба в арбитражный суд округа – несложная задача. Но даже здесь встречается серьезная проблема – формальный подход. Профессионализм должен быть во всем, поэтому следует принять как должное:

  1. Подготовка кассации – активный, индивидуальный, комплексный и системный процесс. Он подразумевает глубокое изучение материалов дела, правовой анализ, взвешенную оценку перспектив обжалования, разработку позиции и подготовку обращения строго по правилам АПК.
  2. Готовится кассационная жалоба в арбитражный судобразец может стать эффективным подспорьем для новичков или юристов, столкнувшихся с новым для себя предметом арбитражного дела.
  3. Минимальные атрибуты жалобы – грамотный юридический язык, понятность и логичность изложения, аргументированность, состоятельность и убедительность доводов, реальность и обоснованность требований.
  4. Сложнее всего бывает заинтересовать кассационную инстанцию и заставить засомневаться в правильности и обоснованности обжалуемого решения. На это необходимо делать особый акцент.
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector