Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Налог на драгоценные металлы

Налог на драгоценные металлы

Налог на драгоценные металлы
СОДЕРЖАНИЕ
0

Признается ли банк налоговым агентом при выплате доходов от продажи числящихся на ОМС драгоценных металлов{q}

Переоценка осуществляется в начале операционного дня до отражения операций по счетам учета металла, ей подлежит входящий остаток на начало дня. Переоценка отражается на балансовых счетах по учету доходов 70604 «Положительная переоценка драгоценных металлов» и расходов 70609 «Отрицательная переоценка драгоценных металлов».

Таким образом, отличия в размере переоценок в бухгалтерском и налоговом учете за период состоят в том, что в бухгалтерском они показываются на счетах учета доходов/расходов развернуто, а в налоговом — в виде сальдо между доходами и расходами. Поэтому данные о переоценках в налоговом учете можно получать напрямую из бухгалтерского учета без ведения каких-либо налоговых регистров.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

Однако Налоговый кодекс РФ не дает конкретных разъяснений по налогообложению переоценки обезличенных металлических счетов (ОМС), открываемых для отражения операций по привлечению и размещению драгоценных металлов в соответствии с Положением Банка России от 01.11.1996 N 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», введенным в действие Приказом Банка России от 01.11.1996 N 02-400.

Поэтому у банков возникают вопросы о правомерности включения переоценки по ОМС при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Поскольку НК РФ не ставит учет переоценки металла в составе доходов/расходов в целях налогообложения прибыли в зависимость от того, принадлежит металл банку на праве собственности или нет, обезличен он или находится в физическом виде в хранилище банка (ином месте хранения), банки вправе учитывать переоценку по ОМС в общем порядке, описанном выше, что подтверждают и разъяснения Минфина России (Письма от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20662, от 23.01.2009 N 03-03-06/2/10).

Нет, не признается. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ. Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ при продаже налогоплательщиком банку имущества в виде драгоценных металлов, числящихся на открытом в этом банке ОМС, путем совершения сделки купли-продажи налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает налог на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода, а банк, соответственно, не признается налоговым агентом (Письмо Минфина России от 01.02.2013 N 03-04-06/4-30).

Может ли банк удерживать НДФЛ с доходов в драгметалле из других доходов, выплачиваемых им в денежной форме, если доходы в драгметалле выплачиваются в конце налогового периода, а доходы в денежной форме — в начале следующего, и до какого срока банк должен удержать НДФЛ{q}

Налог на драгоценные металлы

Банк признается налоговым агентом при выплате процентного дохода по ОМС физическому лицу. А в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержать налог из суммы процентов, выплачиваемых в драгметалле, невозможно, поэтому на основании п. 5 ст.

Однако удержание должно производиться за счет любых выплачиваемых денежных средств при их выплате налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Поэтому до сообщения налоговому органу (по сроку до первого февраля года, следующего за годом выплаты процентов) о невозможности удержать налог на доходы физических лиц банк обязан удерживать ранее не удержанные суммы налога за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

После письменного сообщения банком в установленный срок налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм НДФЛ прекращается (Письмо Минфина России от 12.03.2013 N 03-04-06/7337).

Например, клиент разместил на ОМС драгоценный металл, внеся его в кассу в физической форме. Ранее металл был приобретен у другого банка с уплатой НДС. Банк по агентскому договору с клиентом часть этого металла реализует, а часть возвращает клиенту. Возникает ли объект налогообложения по НДС у банка и с какой суммы{q}

В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица налогоплательщики на основе агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученного ими в виде вознаграждений при исполнении этих договоров. Реализация банком по агентскому договору с клиентом драгоценных металлов, размещенных на ОМС клиента, ранее приобретенных клиентом в другом банке с уплатой НДС и полученных банком от клиента в физической форме, реализацией банком товаров не признается. Поэтому в данном случае банку следует исчислять и уплачивать НДС с суммы вознаграждения по агентскому договору.

Возврат банком клиенту драгоценных металлов в физической форме, ранее приобретенных клиентом в другом банке с уплатой НДС и полученных банком от клиента в физической форме, реализацией товаров также не признается и, соответственно, не подлежит налогообложению НДС (Письма Минфина России от 02.11.2011 N 03-07-05/33, от 17.06.2011 N 03-07-05/18).

Общество реализовывало серебро на внутренний рынок и на экспорт. По экспортным контрактам цена реализации иностранному банку составляла от 6,12 до 6,52 руб/г, цена реализации на внутреннем рынке российским банкам составляла от 11,05 до 11,58 руб/г. Значения установленных Банком России учетных цен аффинированных драгоценных металлов в этот период колебались от 9,46 до 11,87 руб/г.

Предлагаем ознакомиться:  Как провести отмену и изменение предыдущего завещания

Также Общество совершило ряд сделок по приобретению и продаже серебра без физического движения с металлического счета по договорам купли-продажи с тем же иностранным банком. Покупка у банка осуществлялась по ценам 13,53 долл. США и 13,998 долл. США (11,52 и 11,14 руб/г) за одну тройскую унцию, что с несущественным отклонением соответствовало значениям фиксинга лондонского рынка драгоценных металлов (13,38 долл.

Проверяя правильность применения Обществом цен по внешнеторговым сделкам, инспекция пришла к выводу об отклонении цен при реализации серебра, применяемых самим налогоплательщиком (в 2007 г. при реализации серебра российским банкам цены соответствовали учетным), более чем на 20% (пп. 3, 4 п. 2 ст. 40 НК РФ), в том числе по операциям на металлическом счете.

Инспекция произвела расчет отклонения фактических цен от рыночных, в том числе от учетных цен аффинированных драгоценных металлов, установленных Банком России, исходя из значений цен на лондонском рынке, пересчитанных в значениях валюты Российской Федерации с учетом дисконта, равного расходам по поставке драгоценного металла на международный рынок, опубликованных в официальных источниках информации.

По результатам расчета инспекция пришла к выводу, что Общество сформировало объект налогообложения по налогу на прибыль в заниженном размере и получило необоснованную налоговую выгоду в виде неполного расчета налога на прибыль. Это явилось основанием для доначисления налога по правилам ст. 40 НК РФ.

НДФЛ по операциям по обезличенным металлическим счетам

Физические лица в целях сохранения своих сбережений открывают в коммерческих банках вклады в драгметаллах, которые отражаются на ОМС.

НК РФ не содержит специальных положений, устанавливающих порядок учета доходов/расходов налогоплательщика — физического лица при реализации числящихся на ОМС драгоценных металлов. Поэтому у банков возникает ряд вопросов, на которые есть разъясняющие письма Минфина России.

Да, облагаются по общей ставке 13%. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Таким образом, доход, полученный налогоплательщиком от реализации числящихся на ОМС драгоценных металлов и в виде процентов по ОМС, подлежит налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке, то есть физическое лицо вправе согласно пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ применить при расчете НДФЛ имущественный вычет либо уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Налог на драгоценные металлы

Исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода от реализации числящихся на обезличенном металлическом счете драгоценных металлов определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме (Письмо Минфина России от 09.10.2012 N 03-04-05/4-1168).

Слитки драгоценных металлов

Налог взимается только с определённой категории граждан. В эту группу относят владельцев, которые при покупке не заключили с банком-продавцом договор хранения. Выполнив это условие, можно будет избежать оплаты 18% сбора вплоть до момента, когда вы не захотите получить на руки своё имущество. Изъявление подобного желание снимает ограничения. При приёмке придётся уплатить пошлину.

 Законом предусмотрен способ обхода предписания. С владельцев слитков, находящихся на хранении в финансовых учреждениях, не берут налоги даже тогда, когда они осуществляют сделки по своему имуществу. Банк просто вносит соответствующие изменения в описание счёта.

НДС по операциям клиентов банка по ОМС

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (услуг). При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению этим налогом.

Так, на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками лицам, не являющимся банками, освобождаются от НДС при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ банков.

У банков возникает ряд вопросов по налогообложению НДС при работе с металлом клиентов.

Предлагаем ознакомиться:  Какие камеры фиксируют нарушение разметки

Облагаются ли НДС операции по реализации драгоценных металлов в слитках клиентам, осуществляемые банком и отражаемые по ОМС и металлическим счетам ответственного хранения клиентов без изъятия слитков из хранилища, а также в случае изъятия из хранилища указанных слитков{q}

Минфин России в своем Письме от 17.06.2011 N 03-07-05/19 разъясняет, что согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ «операции по реализации драгоценных металлов в слитках лицам, не являющимся банками, осуществляемые банком и отражаемые по обезличенным металлическим счетам клиентов и металлическим счетам ответственного хранения без изъятия слитков из хранилища банка-продавца, налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

В случае изъятия слитков драгоценных металлов из хранилища банка-продавца, включая изъятие слитков, стоимость которых ранее зачислена на обезличенный металлический счет клиента или металлический счет ответственного хранения, указанные операции, по нашему мнению, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

При этом налог следует уплатить в бюджет в сроки, установленные для его уплаты за тот налоговый период, в котором слитки изымаются из хранилища. При изъятии слитков из хранилища банка-продавца счета-фактуры выставляются в общеустановленном порядке не позднее пяти дней после изъятия слитков из хранилища».

Прогнозы и ожидания

 Министерство финансов предлагает внести ряд поправок в действующее законодательство. Изменения затронут интересы владельцев золота, а также упростят процедуру приобретения слитков, не предназначенных к использованию в ювелирной отрасли.

Согласно первому предложению, в скором времени банки получат возможность открывать счёты, не привязанные к стоимости драгметаллов. Подобная схема применяется в зарубежных финансовых учреждениях. Практика показала эффективность подхода, при котором счёт не обезличен, и открывается на сам кусочек золота.

 Второй момент освещает процедуру приобретения 999 пробы. После рассмотрения и утверждения проекта такие сделки не будут облагаться НДС. Отмена коснётся только тех лиц, которые не собираются применять покупку в ювелирной отрасли. Будет упрощена и продажа.

 По предварительным данным, правки в Гражданский кодекс будут внесены в течение ближайших месяцев.

Облагаются ли НДФЛ доходы от продажи числящихся на ОМС драгметаллов, процентные доходы по счету и в каком порядке{q}

В соответствии со ст. 105.14 НК РФ с 1 января 2012 г. сделки с драгоценными металлами между взаимозависимыми лицами подлежат налоговому контролю на предмет применения рыночных цен и подлежат соответствующим налоговым корректировкам в случае применения в сделках нерыночных цен. То есть расчет налогов, подлежащих уплате в бюджет, должен осуществляться таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие драгоценные металлы.

Кроме этого, к сделкам между взаимозависимыми лицами, следовательно подлежащим налоговому контролю, приравниваются сделки с драгоценными металлами, совершенные в сфере внешней торговли.

До 1 января 2012 г. налоговый контроль цен при расчете и уплате налогов осуществлялся в соответствии со ст. 40 НК РФ в следующих случаях:

  • по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по тому же виду драгоценного металла в пределах непродолжительного периода времени.

Несмотря на изменения в налоговом законодательстве, подходы, определения и доказывание соответствия цен на драгоценные металлы в сделках рыночным остаются неизменными в связи с тем, что положение п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон о драгоценных металлах) предписывает при осуществлении разрешенных законодательством сделок с драгоценными металлами производить их оплату с учетом цен мирового рынка.

Налоговый спор между ЗАО «Серебро Магадана» (далее — Общество) и МИФНС N 1 по Магаданской области (далее — инспекция) был предметом рассмотрения судебными инстанциями на протяжении нескольких лет (дело N А37-1195/2009).

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcopyrightru

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии решения инспекции в оспариваемой части положениям Налогового кодекса РФ.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа отменил Постановление апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение в тот же суд. Причем это повторялось дважды, поскольку ФАС счел, что оставлены без внимания доводы Общества об обстоятельствах, имеющих существенное значение для разрешения спора.

Наконец, Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 требование Общества было удовлетворено, а ФАС Дальневосточного округа оставил соответствующее Постановление без изменения.

Общество не смирилось с Постановлением ВАС РФ от 10.07.2012 N 17713/11 и попыталось оспорить конституционность законоположений, взятых в его основу, а именно: ст. 40 НК РФ, п. 1 ст. 422 ГК РФ и п. 1 ст. 21 Закона о драгоценных металлах. По мнению Общества, указанные положения законодательства РФ вменяют налогоплательщику в обязанность обложение налогом дохода, которого он не получил и никогда не сможет получить, что противоречит ст. ст.

Предлагаем ознакомиться:  Отпуск без сохранения при рождении ребенка

1, 15, 19, 34, 35 и 57 Конституции РФ. Однако Конституционный Суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 N 830-О) отказался принять жалобу от Общества, указав, что «приведенные законоположения, будучи направленными на обеспечение уплаты законно установленных налогов и сборов в полном объеме, а также на пресечение случаев уклонения от уплаты налогов и сборов, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Проверка же законности и обоснованности актов арбитражных судов (в том числе наличия или отсутствия оснований для корректировки цен и правильности определения рыночной цены сделки), как связанная с исследованием и оценкой фактических обстоятельств конкретного дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации».

Позиция ФАС Дальневосточного округа

Рассмотрим обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, по мнению Общества и ФАС.

В 2007 г. Общество осуществляло поставки серебра банку в соответствии с экспортными контрактами на условиях, которые были согласованы сторонами при подписании контрактов в 2004 г. в редакции соглашений о внесении поправок и изменений, дополнительных соглашений, заключенных в 2006 — 2007 гг. (в контрактах произошла замена сторон, были уменьшены объемы поставляемого серебра в 2008 г., отменены поставки золота, установлено, что возможна поставка серебра с металлического счета).

При установлении судами существенных условий экспортных контрактов 2006 г. выяснилось, что Общество было связано условиями экспортного контракта 2004 г. и лишено возможности вносить какие-либо изменения, что подтверждается соглашениями об уступке, согласно которым стороны заключают новый контракт с такими же условиями, что и контракты 2004 г. (включая каждую сделку, указанную в приложении к контракту).

Инспекция также не учла длительность контрактов, которые заключались в 2004 г. на пять лет, и не сопоставляла сделки, заключенные в вышеназванных условиях.

Кроме этого, на Лондонской бирже товар продается по стандартным контрактам, предусматривающим базис поставки согласно международным правилам толкования торговых терминов, определяющих обязанности продавца и покупателя при осуществлении ими внешнеторговых сделок, Инкотермс 2000 FOB Лондон (Free On Board — основная перевозка не оплачена) и другие стандартные условия.

Также инспекция не исследовала сопоставимость условий сделки в отношении объема поставляемого товара, сроков исполнения обязательств, условий оплаты, условий о поставке еще не имеющегося в наличии добываемого серебра.

К тому же спорная сделка была совершена Обществом не на Лондонской бирже, а в условиях свободного рынка. Биржевые цены, как наиболее точно отражающие уровень и динамику мировых цен, применимы при определении цен по внешнеторговым контрактам, заключаемым вне биржевой торговли, на свободном рынке. Однако определение рыночной цены налоговым органом должно основываться не только на биржевых котировках, но и на исследовании сферы обращения аналогичного товара на свободном рынке, внешнеэкономических сделок по продаже серебра в условиях, сопоставимых с заключенными Обществом контрактами.

Согласно п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен на товары, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

Налоговым органом не было соблюдено условие, предусмотренное п. 9 ст. 40 НК РФ, что является нарушением принципов определения рыночной цены.

Так как все добытое Обществом серебро было реализовано им по ценам выше себестоимости, суд не принял во внимание ссылки налогового органа на вынужденный характер совершенных сделок, невыгодных для налогоплательщика, а также выводы об искусственном перемещении Обществом налоговой базы для начисления налогов от добытого в России и реализованного за ее пределы серебра на территорию иностранного государства, обеспечившем доходы в бюджет иностранного государства.

Выводы

Анализ вопросов банков Минфину России по налогообложению драгоценных металлов показал, что наибольшее их количество связано с операциями, отражаемыми на обезличенных металлических счетах, и это связано с тем, что налогообложение операций по ОМС четко в НК РФ не прописано, как следствие возможны разночтения и высок риск споров банков с налоговыми органами. Особо пристальному контролю со стороны налоговых органов подвергаются внешнеторговые контракты, а также договоры со взаимозависимыми лицами.

Н.И.Сидорова

Главный бухгалтер

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО)

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector