Кто может привлекать к административной ответственности

Кто может привлекать к административной ответственности

Кто может привлекать к административной ответственности
СОДЕРЖАНИЕ
0

Органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности

Примечание: к данным субъектам можно относить руководителей и должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; органы опеки и попечительства.

По ст. 5.36. комиссии могут привлекать к административной ответственности: руководителей учреждений, в которых находятся дети оставшиеся без попечения родителей; должностных лиц органа исполнительной власти субъекта РФ; должностных лиц органов местного самоуправления.

К административной ответственности могут привлекаться совершеннолетние граждане, ответственность которых начинает действовать по одинаковым, для всех, правилам. Исключений в этих ситуациях не бывает. Пока физическому лицу не исполнилось 18 лет, то есть период с 16 до 18 лет, оно считается особым субъектом.

В законах Российской Федерации прописано, что к административной ответственности могут привлекаться граждане старше 16 лет, а также любая компания или организация, так как они являются юридическим лицом. Согласно Кодексу об административной ответственности, наказание за совершение административного правонарушения не будет назначено лицу, которое в момент совершения поступка находилось в состоянии невменяемости. В таком состоянии человек не осознает свои действия из-за наличия психического заболевания, слабоумия или других проблем со здоровьем.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения подлежит обязательному выяснению (п.3 ст.29.10 КоАП РФ). Из каких источников орган административной юрисдикции может получить данные, свидетельствующие о том, у юридического лица имелась ли возможность для соблюдения административных запретов, а данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению?

Как правило, это можно получить только из объяснений законных представителей самого юридического лица и имеющихся у них документов. Процедура истребования сведений, предусмотренная ст.26.10 КоАП РФ, в силу презумпции невиновности, не может быть эффективно применена к лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Таким образом, должностные и юридические лица являются различными субъектами как административной ответственности, так и юридической. Однако если учесть, что все правонарушения юр. лица имеют фактический состав, а предусмотренный законодателем принцип презумпции невиновности de-facto означает обратное, то юридическому лицу вряд ли удастся избежать ответственности за виновные или даже не виновные действия лиц, входящих в его состав. Привлечение же должностных лиц, на мой взгляд, имеет факультативный характер и является производным от действий юридических лиц.

Ни рядовой работодатель, ни сосед с верхнего этажа (если конечно, он не полковник милиции, шутка), ни злой директор учебного заведения привлечь к административной ответственности НЕ МОЖЕТ. Этим занимаются лишь специально уполномоченные лица. Рассерженный учитель вправе подать ходатайство на возбуждение дела, но непосредственно запустить всю процедуру он, повторюсь, не в состоянии.

В подавляющему большинстве органом, курирующим эти вопросы является полиция. Именно к её ведению относится разбор даже незначительных правонарушений (незначительных в том смысле, что до полноценной уголовщины не дотягивают). Все проступки описаны в специальном кодексе — КоАП РФ. В него входит всякое разное, начиная от посягательств на права граждан, вопросы по защите окружающей среды и мелкие дорожные происшествия.

Согласие на обработку и передачу персональных данных Настоящим выражаю ЗАО КБ «Ситибанк» согласие на обработку моих персональных данных. Настоящим выражаю ЗАО КБ «Ситибанк», 125047, г. Москва, ул. Гашека, д. 8-10, стр.1, свое безусловное и неограниченное во времени согласие на обработку моих персональных данных (в т.ч.

биометрических), указанных в настоящем заявлении, либо иным образом, предоставленных мной ЗАО КБ «Ситибанк», а также на передачу моих персональных данных (в том числе трансграничную передачу) для их обработки филиалами, представительствами, аффилированными лицами, агентами Ситибанка и дочерними компаниями Citigroup Inc.

ЗАО КБ «Ситибанк» и другие операторы персональных данных вправе использовать при обработке моих персональных данных (включающей сбор, систематизацию, анализ, накопление, хранение, уточнение, использование, передачу, уничтожение и иные действия) автоматизированный, механический, ручной и любой иной способ по усмотрению, а также вправе осуществлять трансграничную передачу моих персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

3.2.

Статья 5.35. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Под законными представителями несовершеннолетних по смыслу комментируемой статьи КоАП понимаются не только родители ребенка, но и лица, в отношении которых законодательством РФ установлены обязанности по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе усыновители, опекуны (попечители) детей, приемные родители (см.

ответственность ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Единственным основанием наступления административной ответственности является совершениеадминистративного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об адми- нистративных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст.

. Виды правонарушений, за которые устанавливается административная ответственность К административной ответственности лицо можно привлечь только за такие правонарушения, которые указаны в КоАП РФ (и в законах субъектов РФ). Таковыми являются правонарушения: 1) посягающие на права граждан (нарушение законодательства о труде, подкуп избирателей и проч.);

2) посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, занятие проституцией); 3) в области охраны собственности (например, самовольный захват земли); 4) в области охраны окружающей природной среды и природопользования (например, уничтожение мест обитания животных);

5) в промышленности, строительстве, энергетике (например, повреждение электросетей); 6) в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (например, нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции); 7) на транспорте (например, нарушение правил безопасности движения); 8) в области дорожного движения(например, управление транспортным средством в состоянии опьянения);

9) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики); 10) в области таможенного дела (например, незаконное перемещение товаров через границу Российской Федерации); 11) иные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ.

Статья 1.5 Кодекса об Административных правонарушений регулирует, что лицо должно подлежать ответственности только за те деяния, в отношении которого установлена его вина (принцип вины). Если есть сомнения по поводу вины подозреваемого, то они должны трактоваться в его пользу.Также по общему правилу здесь работает презумпция невиновности, то есть лицо будет считаться невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина.

Кто может привлекать к административной ответственности

Не стоит забывать и о статье 24.5 КоАП, предоставляющая условия, при которых нельзя возбудить административное производство, туда входят и возраст лица, совершившего административное правонарушение и требования к составу и др.Итак, идем дальше. Вот есть на лицо факт административного правонарушения. Статья 28.

5 Кодекса об административных правонарушениях гласит, что сразу после того как было выявлено административное правонарушение необходимо составить протокол. Так же закон дает возможность составить протокол не сразу, а в течение 2 суток в том случае, если необходимо узнать какие-либо дополнительные обстоятельства, либо сведения о лице, совершившем правонарушение.

Если же идет расследование по поводу административного правонарушения, то протокол должен быть составлен по окончанию такого расследования в соответствии со сроками.

Далее необходимо выполнить требования при заполнении протокола, которые регулируется статьей 28.2 Кодекса об Административных правонарушениях. Здесь необходимо указать, когда и где был составлен это протокол, кто заполнил (должность, имя, фамилия). Так же должна быть информация о том, кто совершил административное правонарушение, его имя, отчество, фамилию, где проживает, так же должна быть запись имен и фамилий свидетелей и тех, кто пострадал. Не стоит забывать и о том, что протоколе должен содержаться состав, по которому данное деяния считается правонарушением.

Административное производство и санкции, конечно же, намного слабее, чем уголовном процессе, но все же и здесь требуется разъяснение всех прав и свобод участникам данного производства.

Лица, в отношении которых ведется административное производство, должны быть ознакомлены с тем самым протоколом, при этом они могут выдавать свои возражение, либо пометки, что так же прикрепляется к протоколу.

Если лицо, в отношении которого было возбуждено административное производство, не явилось, при том, что извещение было получение, протокол будет составлен в отсутствии таких лиц. При этом, копия данного протокола все же будут отправлена лицу, являвшегося правонарушителем (в соответствии с протоколом) в течение 3 дней с написания данного протокола.

Протокол должен иметь подпись должностного лица, а так же подпись лица, совершившего административное правонарушение. При этом лицо может отказаться подписывать данный протокол, о чем будет сделана отдельная пометка в данном протоколе.

Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России (утв

КоАП РФ предусматривает множество разновидностей таких проступков. Например:

  • распитие алкоголя в общественном месте  (ст. 20.20);
  • мелкое хулиганство: громкая нецензурная брань на улице, несущественное повреждение чужого имущества (ст. 20.1);
  • мелкое хищение: кража из магазина или в школе на сумму до 2,5 тыс. руб. (ст. 7.27).
Предлагаем ознакомиться:  Расчет пени за просрочку сдачи квартиры

При этом организации-налогоплательщики, налоговые агенты и банки несут налоговую (по сути, административную) ответственность в соответствии с нормами главы 16 НК РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ.

Как показывает практика применения административной ответственности за налоговые правонарушения, налоговые органы не уделяют должного внимания установлению надлежащего субъекта административной ответственности и предъявляют претензии за допущенные нарушения в деятельности организации ее руководителю, что свидетельствует о формальном подходе.

Общие требования привлечения к административной ответственности должностных лиц закреплены в статьях 2.4 (с примечанием) и 2.6 КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности возможно только в случае виновных действий (бездействия) лица (ст. 2.1 КоАП РФ).

Следовательно, субъект административной ответственности – это должностное лицо организации, в чьи трудовые обязанности входит обеспечение выполнения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Должностные лица отвечают за нарушение установленных правил не только в результате собственных действий, но и вследствие неправильных указаний подчиненным и непринятия мер по соблюдению обязательных для исполнения правил другими работниками.

Персонификация ответственности при определении субъекта административного правонарушения

Для решения проблемы персонификации ответственности при определении субъекта административной ответственности необходимо проанализировать трудовые функции работников организации.

Это следует из пункта 4 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете»1 (далее – Закон о бухучете), согласно которому своевременное оформление первичных документов, достоверность содержащихся в них данных, а также своевременное и правильное отражение хозяйственных операций в бухучете должны обеспечивать лица, составившие и подписавшие эти документы.

По законодательству о бухучете руководитель юридического лица несет ответственность за надлежащую организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его ведение, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 6 и п.

2 ст. 7 Закона о бухучете). В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ указанные правовые нормы применяются при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ2.

При отсутствии в организации четкой документации, позволяющей определить круг должностных обязанностей и пределы ответственности каждого должностного лица, ответственность за правонарушения в деятельности организации несет в первую очередь руководитель организации. Это касается практически всех аспектов деятельности организации и ее руководителя.

Как видим, важное значение для определения субъектного состава должностных лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, имеют внутренние локальные акты организации, определяющие функции должностных лиц и распределяющие обязанности по обеспечению соблюдения обязательных в деятельности организации правил между должностными лицами (приказы, трудовые договоры, должностные инструкции).

При отсутствии в организации документации об обязанностях конкретных должностных лиц, позволяющей определить круг должностных обязанностей и сферу ответственности каждого работника организации, налоговые органы, скорее всего, предъявят претензии за допущенные нарушения в деятельности организации ее руководителю.

Терминология

Должностное лицо – это лицо, состоящее с организацией в трудовых отношениях и наделенное организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями (ст. 2.4 КоАП РФ).

Организационно-распорядительные функции: руководство коллективом, подбор кадров, организация труда, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и взысканий и др.

Административно-хозяйственные функции: управление и распоряжение имуществом и денежными средствами организации, принятие решений о начислении заработной платы, премий и др.

(из Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»)

Например, как отмечалось выше, за непредставление налоговой декларации, бухгалтерской отчетности или других сведений в налоговый орган административное наказание должно применяться к главному бухгалтеру или бухгалтеру при отсутствии в штате должности главного бухгалтера (п. 2 ст. 6 Закона о бухучете).

Заметим, что если судьей будет установлено, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении ненадлежащего субъекта, то он может быть возвращен в налоговый орган для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). На этом же основании не исключается и возможность прекращения судьей производства по делу в отношении ненадлежащего субъекта (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Неблагоприятные правовые последствия привлечения должностных лиц к административной ответственности

Привлечение должностных лиц организации к административной ответственности влечет для них, как было отмечено выше, неблагоприятные последствия.

Административный штраф. Основное наказание за совершение должностными лицами организации административных правонарушений в области налогов и сборов – административный штраф (от 300 до 5 000 руб.).

Повторное совершение однородного правонарушения – если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, – отягчает административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6 КоАП РФ3) и, соответственно, увеличивает размер штрафа.

Повторные однородные правонарушения

Однородными считаются правонарушения, имеющие единый родовой объект посягательства (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

За повторное совершение однородного административного правонарушения может быть назначено наказание, равное верхнему пределу, установленному санкцией соответствующей статьи, либо применен более тяжкий вид наказания.

Если повторность выступает квалифицирующим признаком правонарушения, она не отягчает административную ответственность и не влечет применение наказания как при отягчающих обстоятельствах.

Копия платежного документа должна быть направлена судье, вынесшему постановление.

При отсутствии документа об уплате административного штрафа судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания штрафа.

Неуплата штрафа в установленный срок влечет также наложение судьей на правонарушителя другого штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Для граждан РФ наступают и другие негативные последствия: при неисполнении обязательств, наложенных судом, в том числе в случае непогашения задолженности по административному штрафу, может быть временно ограничен выезд за границу или отказано в выдаче загранпаспорта5.

Также, если должник без уважительных причин добровольно и в установленный срок не исполнил требований, содержащихся в исполнительном документе, к числу которых относится постановление судьи о назначении административного наказания6, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или по собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из России7.

Есть неблагоприятные правовые последствия применения мер административного принуждения и в отношении иностранных граждан.

Так, въезд в РФ иностранному гражданину может быть не разрешен, если иностранный гражданин два и более раз в течение трех лет привлекался к административной ответственности в оответствии с законодательством РФ8, а также если в период своего предыдущего пребывания в РФ уклонился от уплаты налога или административного штрафа либо не возместил расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией, – до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.

Неразрешение въезда в РФ в указанных случаях выражается в отказе Федеральной миграционной службы РФ и ее территориальных органов оформлять приглашения на въезд в РФ такому иностранному гражданину и, соответственно, невозможности получения для них деловых и рабочих виз9.

Дисквалификация. Среди видов административных наказаний в КоАП РФ предусмотрена также дисквалификация должностных лиц.

Это альтернативное административному штрафу наказание за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Тема 11

. Особенности административной юрисдикции Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере управления

  1. акты муниципальных органов;
  2. административные взыскания
  3. акты правосудия;
  4. акты Центрального Банка России;
  5. федеральные законы, законодательные акты субъектов РФ;
  6. приказы и инструкции министерств и ведомств; акты руководителей аппаратов Государственной Думы;
  7. постановления Правительства РФ;
  8. административная ответственность;
  9. международные, федеративные, административные договоры;
  10. административные обыкновения, которые не закреплены актами власти
  11. Конституция РФ;
  12. Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  13. указы Президента РФ;
  14. федеральные конституционные законы;
  15. административное наказание;
  16. Административное правонарушение;

17.1.

Понятие, особенности и виды административной ответственности Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права. Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности: 1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения; 2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права; 3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение; 5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты); 6) реализуется посредством применения мер административных наказаний; 7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

Предлагаем ознакомиться:  Протокол об административном правонарушении ГИБДД

8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы); 9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке; 10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Виды административных взысканий

Административная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах: органы исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, суды и судьи. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

Порядок привлечения к административной ответственности

Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ, т.е.

Ситуация, при которой объект посягательства охраняется нормами права и представляет ценность для личности, государства или общества.

  • Антиобщественный характер

Направленность проступка против личностных, общественных или государственных интересов, зафиксированных в статье 1.2 КоАП РФ.

Он доказан и выражен в действии или бездействии злоумышленника.

  • Виновность конкретного лица

Нарушитель действовал умышленно, либо допустил оплошность по неосторожности.

Чтобы привлечь виновника к ответственности, уполномоченное должностное лицо составляет официальный акт — протокол. Например, за превышение скорости такой протокол составляет сотрудник ГИБДД. Затем материалы дела передаются в суд или иной аналогичный орган, который назначает наказание.

Главное отличие административного проступка от уголовного деяния состоит в том, что первый несет гораздо меньше вреда для общества. Поэтому и санкции за него мягче. Виновному могут назначить:

  • предупреждение — выносится в письменном виде уполномоченным органом;
  • штраф;
  • конфискацию орудия или предмета совершения правонарушения;
  • лишение специального права (например, права управления автомобилем);
  • арест до 15 суток, а в особо серьезных ситуациях — до 30 дней (например, при нарушении требований режима ЧС);
  • дисквалификацию — лишение права занимать определенные должности или работать в некоторых сферах деятельности;
  • приостановление деятельности (используется только для юрлиц);
  • другие санкции, перечисленные в статье 3.2 КоАП РФ.

Они указаны в ст. 4.5 и ст. 31.9 КоАП РФ. Согласно общему правилу, срок исковой давности по административным правонарушения составляет:

  • 2 месяца — если материалы дела не передавались в суд;
  • 3 месяца — в случае судебного рассмотрения.

Если проступок подпадает под п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности по административному правонарушению составляет 1 год, по нарушениям в финансовой сфере — 2 года, по коррупционным делам — 6 лет.

Чтобы исполнить решение суда, отводится ровно два года. Срок отсчитывается с момента вступления в силу судебного вердикта. Если он отсрочен или приостановлен, срок давности также ставится «на паузу». Например, когда виновный уклоняется от исполнения наказания, срок давности приостанавливается на время розыска.

Если человек принял и честно отбыл наказание, через год он считается «чистым» — как будто вовсе не привлекался к административной ответственности.

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты.

от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 02.06.2016) Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ

от 24.07.2002 N 95-ФЗ(ред.

от 01.05.2016)(с изм. и доп. вступ.

Ситуация: Что грозит за нарушение скоростного режима?(«Электронный журнал «Азбука права», 2019) Ситуация: Что делать, если ГИБДД отказала в постановке автомобиля на учет?(«Электронный журнал «Азбука права», 2019)

д. Протокол составляется должностным лицом этих и др. организаций, а рассматриваются уже и выносят по ним Постановления руководители в назначенный официально день.

Могут и освободить от штрафа, если сумма штрафа не превышает нанесённого ущерба, если совершено в первый раз и нет отягчающих обстоятельств.

Даже когда у контролирующих органов есть безусловные основания для привлечения организации к ответственности, сохраняется возможность обжалования административных актов. На практике часто возникают вопросы по поводу защиты прав организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в случае привлечения их к административной ответственности.

Нарушение правил осуществления жизнедеятельности в той или иной степени влечет обычно какую-либо ответственность – административную или уголовную. Также есть виды ответственности, которые заключаются в наложении дисциплинарного взыскания.

Если рассматривать по классификации проступков, преступлений и нарушений, то нарушение дисциплины при выполнении работы влечет соответствующее наказание, но наименее строгое.

Правонарушение, которое имеет свой срок привлечения к административной ответственности, не является общественно опасным, но подлежит пресечению, так как при неблагоприятном развитии событий может оказаться деянием с более серьезными последствиями.

В Уголовном кодексе предусмотрены наказания за деяния, которые являются общественно опасными и влекут наступление серьезных, зачастую необратимых процессов.

Дисциплинарные меры могут быть использованы только в отношении гражданина, который нарушил трудовую дисциплину. В Трудовом кодексе сказано, что за одно нарушение может быть наложено только одно взыскание.

Для обычных граждан, работников организаций дисциплинарная ответственность предусмотрена в виде замечания, выговора и увольнения.

Для военных возможны вариации в виде нарядов вне очереди, лишение звания и даже дисциплинарный арест.

При этом такие проступки стоит рассматривать как одни из наименее тяжких. Общественной опасности они не представляют, а поэтому и наказания за них не выходят за рамки Трудового кодекса.

Уголовную ответственность может нести только физическое лицо, которое совершает деяние (или бездействие) общественно опасного характера. За преступление назначается как один из возможных вариантов наказание в виде заключения в колонию на определенный срок.

Преступления, которые наносят значительный вред правам, интересам, здоровью и жизни общества и отдельного гражданина, караются более строго, чем все остальные виды нарушений.

Административная ответственность граждан предусматривает конкретное лицо, то есть индивидуализирована. В уголовном производстве дело возбуждается вне зависимости от того, есть ли в наличии подозреваемый. В случае его отсутствия специальные органы занимаются его розыском.

Административное правонарушение и ответственность лежат по опасности и мерам между дисциплинарным взысканием и уголовным наказанием и ответственностью.

Кроме этого, административную ответственность могут нести как физические лица, так и организации.

Административные правонарушения бывают двух видов: совершенные и длящиеся. От типа нарушения зависит давность привлечения к административной ответственности.

Совершенные проступки имеют довольно краткую структуру и длительность. То есть от времени совершения до наступления последствий проходит не так много времени, а чаще всего это происходит практически одновременно и последовательно: правонарушение – результат. Таким образом, нарушение можно считать оконченным.

Здесь совершение и обнаружение могут произойти одномоментно, на основании чего составляется протокол и выносится при возможности постановление. Либо составляется протокол, материалы направляются по подведомственности.

Длящееся административное правонарушение имеет другие отличительные признаки, когда его совершение и наступление последствий не совпадают и, что чаще всего, имеют длительный разрыв во времени. В этом случае меняется отсчет и сроков давности.

Для того чтобы привлечь лицо, необходимо, чтобы существовали все признаки правонарушения такого типа. Они определены следующим образом:

  • собственно действие (или бездействие);
  • его противоправный характер – нарушение норм законодательства, которое охватывает несколько правовых отраслей, охраняемых Административным кодексом;
  • виновность лица – различают умышленную и неосторожную формы вины; в том случае, если нарушение, ответственность за которое лежит в административной плоскости, имело место, но было совершено в силу непреодолимых обстоятельств (то есть вина лица отсутствует), деяние не может признаваться административным нарушением;
  • наказуемость – за совершение определенных действий существуют меры административного характера.

Таким образом, при наличии всех перечисленных признаков можно говорить о том, что совершено административное правонарушение.

Наказания за правонарушения рассматриваемого типа также различаются. Можно выделить штраф (применяемый чаще всего), предупреждение, конфискацию орудия совершения правонарушения, лишение специализированного права, отстранение от должности, приостановление деятельности (касается организаций и ИП), административный арест и выдворение.

Все эти виды наказаний могут быть применены к гражданину полностью. К юридическому лицу (или ИП) применяются только первые три перечисленных вида.

Наказание и срок привлечения к административной ответственности устанавливаются не только соответствующим кодексом, но и законами субъектов РФ.

Так как каждое противоправное деяние должно быть наказано с учетом его особенностей и степени опасности, с соблюдением конституционных прав граждан и юридических лиц, устанавливается и давность административной ответственности.

По уголовным делам, которые отличаются серьезными последствиями, срок давности намного больше – от 2 до 15 лет, смотря какое преступление было совершено. Кроме этого, такие периоды могут даже приостанавливаться, если лицо, подозреваемое в совершении преступного деяния, уклоняется от следствия.

Предлагаем ознакомиться:  Срок гарантии на радиатор печки

Понятие и основание административной ответственности

Административное правонарушение наращивает обороты по мере все более и более прогрессивного развития общества и самых разных сфер деятельности. Закон, в свою очередь, также развивается и стремится учитывать максимальное количество возможных нарушений чужого права и зафиксировать наказание за их совершение.

Стоит отметить, что в российской действительности особенно активизировалась практика применения административной ответственности после 80-х годов прошлого века. И с тех пор её роль значительно возросла и продолжает усиливаться.

Появление самостоятельного конкурентного бизнеса повлекло за собой увеличение количества правонарушений, недостаточных для уголовного обоснования.

Для начало необходимо обозначить, что такое административное правонарушение.

Прежде всего стоит заметить, что в правовом поле это не является преступлением, поскольку не влечет за собой существенного вреда конкретным людям или обществу, связанного с жизнью или здоровьем, а также серьезными имущественными хищениями.

Эти нарушения не представляют собой опасности в том смысле, который подразумевает уголовный кодекс. При этом ряд правонарушений, таких как хищение или нарушение авторских прав, может находиться в обеих плоскостях ответственности – и уголовной, и административной.

Таким образом, административная ответственность – это обязательство нарушителя понести взыскания, налагаемые соответствующим органом власти. Помимо этого, к санкциям относится также административный арест. Распространяется он как на физические, так и на юридические лица. Возраст административной ответственности для физлиц наступает с 16 лет.

С правовой точки зрения это вид юридической ответственности, поэтому она характеризуется и признаками общей юрисдикции, и особенностями, свойственными только ей.

Административная юридическая ответственность также является мерой государственного воздействия. Наступает она как следствие совершенных неправомерных деяний.

Ее отправителями являются должностные лица и компетентные в правоприменительной практике органы. Она выражается в наложении строго определенных законом взысканий.

Административное право – это самостоятельный институт, который имеет собственную автономную нормативно-правовую базу, отличную от аналогичной базы других типов юридической ответственности.

Весь комплекс свойственной данному институту правовой основы закреплен законодательно и сформирован в Кодекс об административной ответственности. Основанием для ее применения является совершение соответствующего деяния.

Под ее юрисдикцию попадают как частные, так и юридические лица.

Административное нарушение не влечет за собой судимости и не может быть причиной лишения рабочего места. Наказание длится строго установленный отрезок времени.

Процесс рассмотрения подобного рода дел, а также наложение соответствующих санкций регламентированы законодательной основой административного права и имеют определенный порядок.

Основанием административной ответственности является в первую очередь закон. Также им выступают декреты высшего должностного лица государства, т. е. президента. Никакие иные нормативные документы, как-то постановления либо указы, такой юридической силы не имеют.

Участие в этом процессе органов местного самоуправления никак не противоречит описанной концепции, которая несет в себе общеюридическую базу. Безусловное основание административной ответственности – это совершение непосредственно проступка, наказание за который предусматривают статьи КоАП РФ.

Именно этот факт и приводит в действие весь институт административного права.

Понятие и основания административной ответственности в российском правовом поле впервые были систематизированы лишь в 1980 году, когда были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях».

Таким образом, правонарушение, совершенное в административном поле, представляет собой деяния, направленные против государственного или общественного порядка, прав и свобод личности, собственности, порядка управления.

Это определение отражает общие признаки, объединяющие все правонарушения. Таковыми являются: виновность, наказуемость, противоправность и общественная опасность.

Принципиально важно отметить, что основание административной ответственности наступает только при наличии всех пяти признаков. Отсутствие хотя бы одного исключает возможность правоприменительной практики.

Вменяемая административная ответственность, статьи о которой собраны в Кодексе об административных правонарушениях, подразумевает как действия, так и бездействия. Большая часть правонарушений представляет собой непосредственное действие, к примеру, нарушений правил дорожного движения. К бездействию можно отнести, например, непринятие мер безопасности.

Все это обобщено термином «деяние», в котором человек должен быть признан виновным. Это обязательное условие, которое легло в основание административной ответственности. Стоит отметить, что крайне важным также является тот факт, что необходимость доказывания виновности лежит именно на уполномоченных органах.

При этом лицо, находящееся под подозрением, не обязано доказываться свою невиновность.

К первым относятся, к примеру, совершение проступка, за который уже были наложены санкции, в течение одного года или же продолжение того же поведения, несмотря на предписание прекратить его (например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии). Смягчить наказание может полное раскаяние в содеянном или предотвращение вредоносных последствий.

Также основанием административной ответственности является такой проступок, который может быть квалифицирован и как административное, и как дисциплинарное правонарушение.

К примеру, кадровик, который оформил работника на предприятие с нарушением, совершил дисциплинарный проступок.

В то же время это деяние, которое подпадает под юрисдикцию надзорного органа, охраняющего трудовое законодательство, квалифицируется как административное правонарушение, за который может быть назначен штраф.

Противоправность предполагает совершение деяний, которые нарушают действующие нормы (в данном случае административного права). Это также актуально и для других отраслей права. Стоит отметить, что не всякое противоправное действие следует называть правонарушением, в то время как абсолютно любое правонарушение обязательно носит противоправный характер.

Крайне важным признаком является и общественная опасность. В действующем праве есть разные системы взглядов на данный вопрос.

Одни, опираясь на то, что аспект административного правонарушения, выраженный в посягательстве на общественный или государственный порядок, несет в себе угрозу, считают общественную опасность важным признаком, хотя прямого указания на нее в определении деяния нет. Другие же полагают, что данный признак свойственен только преступлениям.

Наказуемость характеризуется тем, что деяние или проступок может быть признан административным правонарушением, если их совершение предусматривает привлечение лица к административной ответственности.

Из этого следует, что деяние может быть признано правонарушением только в том случае, если есть решение о привлечении к ответственности.

Совокупность этих признаков – главные основания привлечения к административной ответственности.

Порядок привлечения к административной ответственности начинается с главной задачи – установления состава конкретного правонарушения и его отличия от других видов правонарушений.

Трудность в разграничении обусловлена тем, что они все наделены общими признаками, а именно: представляют опасность или вред, а также нарушают правовые нормы. Однако имеются и крайне важные отличия. Степень общественной опасности разграничивает деяния на проступки и преступления.

Последнее регулируется уголовным кодексом. Проступок же является правонарушением, ответственность за которое предусмотрено административным и прочими видами права. При этом его необходимо отличать от проступков дисциплинарного характера.

Последние подразумевают нарушение трудовой или военной дисциплины, несоблюдение обязательств перед конкретным коллективом. И еще один нюанс: если они и описаны в правовых нормах, то лишь в общих чертах.

В качестве наказания применяются дисциплинарные взыскания, которые отличаются правовыми последствиями и составом тех, кто может их применять. Решение о взыскании принимается только руководством той организации, где работает провинившийся.

Есть определенный вид нарушений, которые попадают под действие обеих юрисдикций: и дисциплинарной, и административной. В качестве примера можно назвать распитие алкогольных напитков на рабочем месте.

Признанный виновным несет два вида ответственности.

Основания освобождения от административной ответственности прописаны в КоАП отдельной статьей. Здесь указаны все обстоятельства, по которым производство дела невозможно.

Первым таким основанием является отсутствие события правонарушения, то есть факт его совершения не доказан. В этом случае либо в действиях не было признаков противоправности, либо установить их не представляется возможным.

Следующим основанием выступает отсутствие состава правонарушения.

Доказанная крайняя необходимость совершенных действий также может послужить причиной в отказе привлечения. Как правило, дело не может быть открыто, а если это уже произошло, то оно должно быть прекращено. В данном случае устанавливается факт содеянного, но отсутствует состав, который Кодексом квалифицируется как противоправный или виновный.

Какая административная ответственность у юридических лиц

Административная ответственность юридического лица, как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector