Как принимаются законы в РФ

Как принимаются законы в РФ

Как принимаются законы в РФ
СОДЕРЖАНИЕ
0

Действие закона во времени и пространстве

Для любого принимаемого нормативного акта характерна связь с понятиями пространства и времени. Объясняется это довольно просто. Некоторые законы функционируют не на территории целого государства, а лишь на определенном участке. Так, правовые акты в России делятся на федеральные, региональные и локальные. При этом даже федеральные законы функционируют лишь в границах одной страны.

Во времени нормативные акты функционируют по-разному. Законы могут быть срочными и бессрочными. В первом случае документ работает определенный отрезок времени, после чего утрачивает свою юридическую силу. В случае же с бессрочными актами все немного сложнее. Остановить их действие можно лишь с принятием другого закона — так называемого отменительного акта.

Все законы действуют по определенному кругу лиц. Это могут быть граждане конкретного региона, либо жители всей страны. Сюда же включаются иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории российского государства.

Как принимаются законы в Государственной думе

Инициатива проходит несколько важных этапов, прежде чем ее рассматривают члены Госдумы. Сначала на соответствие всем правилам и нормам, а также на актуальность рассматриваемой проблематики, документ проверяют профильные комитеты. Только после одобрения экспертов нижняя палата парламента приступает к изучению инициативы.

Решение комитета по поводу того или иного законопроекта формально имеет решающее значение, считает Гартунг. «Во всех комитетах большинство принадлежит «Единой России», поэтому решения комитета без одобрения этой партии быть не может. Таким образом, решение комитета – это формализованная позиция думского большинства.

Но на практике, позиция комитета – это позиция правительства, так как председатель «Единой России» и правительства – это один и тот же человек – Дмитрий Медведев», — уверен парламентарий. Политик добавил, что повлиять на решение комитета может, например, председатель Государственной думы Вячеслав Володин: если он вмешается, позиция экспертов по поводу законопроекта может измениться.

Как принимаются законы в РФ

Законопроекты принимаются в трех чтениях. В ходе каждого из них народные избранники в праве выносить на рассмотрение поправки к инициативе. Таким образом, у авторов документа появляется возможность доработать его перед принятием.

Для одобрения законопроекта чаще всего достаточно голосов большинства депутатов. Если речь идет о пересмотре статей Конституции, поддержать идею должны 2/3 народных избранников.

По итогам последних выборов 343 из 450 мест в парламенте заняли представители партии «Единая Россия». По мнению декана факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александра Шатилова, в такой ситуации оппозиция вряд ли сможет помешать продвижению какого-либо непопулярного законопроекта.

«С одной стороны, она находится в явном меньшинстве, с другой — является «конструктивной» и при этом раздирается внутренними противоречиями. «Взять хотя бы традиционный антагонизм между КПРФ и ЛДПР, претендующими на роль второй партии страны», — считает он. Эксперт выразил мнение, что «Единая Россия» вряд ли станет продвигать непопулярные инициативы в преддверии выборов президента, чтобы не подставить Владимира Путина и не пострадать за несанкционированные «наверху» действия.

После рассмотрения в Государственной думе, законопроект отправляется на изучение в Совет Федерации. Сенаторы могут вернуть инициативу на доработку, или одобрить. Последнее слово остается за президентом: глава государства должен поставить подпись под документом, чтобы тот вступил в силу.

В обществе встречаются разные люди, поэтому часто между ними возникают конфликты. Для урегулирования их отношений издаются законы. Законодательные положения позволяют препятствовать беспорядку.

Как принимаются законы в РФ

Схема принятия законов в РФ включает несколько стадий, начиная с составления законопроекта и заканчивая его одобрением.

1. Законодательная инициатива. Самостоятельно составлять законопроект имеет право:

  • Президент РФ.
  • Депутаты Государственной Думы.
  • Совет Федерации.
  • Правительство РФ.
  • Верховный, Конституционный и Высший арбитражный суд.

2. Анализ законопроекта в гос думе. Проект рассматривается в три этапа:

  • При первом чтении рассматриваются общие вопросы.
  • При втором анализируются детали и вносятся корректировки и дополнения;
  • При третьем чтении поправки и изменения больше не вносятся. Законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ и Государственной Думой.

3. Одобрение закона Государственной Думой. Для принятия ФЗ, проводится голосование, в процессе которого большинство депутатов должно проголосовать «за». Срочные федеральные конституционные правовые акты одобряются, если за них проголосовали, как минимум, два-три человека. В течение пяти дней принятые законопроекты передаются Совету федерации на рассмотрение.

4. Рассмотрение в Совете федерации. ФЗ принимается, если количество голосов членов совета за его вступление в силу больше половины. Федеральные конституционные законы одобряются, если количество голосов в их пользу превышает 70%. Одобрение или отклонение осуществляется в течение 14 дней.

5. Подписание документов президентом. Рассматриваемый, принятый и одобренный законопроект передается Президенту РФ. Он рассматривается главой государства в течение 14 дней, затем одобряется, либо отклоняется. Отклоненный документ отправляется обратно в Государственную думу для повторного анализа и внесения изменений.

Ознакомьтесь  Закон об органах судейского сообщества РФ

6. Публикация и вступление в силу принятого законопроекта. Подписанный президентом документ в течение одной недели должен быть опубликован. Вступление в силу закона осуществляется через 10 дней.

Предлагаем ознакомиться:  Срок исковой давности по кредиту

Все проекты федеральных законов поступают в Государственную Думу для рассмотрения. Процесс принятия законов в РФ сложный и многоступенчатый. На этапе рассмотрения проекта закона Государственной Думой депутаты тщательно разбирают его статьи, нередко спорят и прийти к единому мнению бывает непросто.

Законопроекты, касающиеся системы налогообложения, связанные с финансовыми обязательствами государства, связанные с расходами бюджетных средств, рассматриваются только с разрешения Правительства Российской Федерации. Работа с федеральными законами проходит в три этапа.

В первом чтении рассматриваются основные положения документа. Инициатор проекта зачитывает доклад и раскрывает основные направления документа, затем выступают содокладчики и проводятся прения. Государственная Дума рассматривает проект, учитывает все высказанные замечания, после чего выносит решение, одобряя или отклоняя документ.

После исправления всех замечаний по проекту документ выносится на второе чтение, которое проходит на пленарном заседании. Задача депутатов на данном этапе — разобрать законопроект постатейно и подробно, учитывая все внесенные поправки в первом чтении. После чего законопроект может быть принят окончательно для рассмотрения его в третьем чтении или же отклонен.

Если Совет Федерации отклонил законопроект, то палаты могут создать согласительную комиссию – специальный орган для рассмотрения возникших разногласий, после чего закон может быть повторно рассмотрен и доработан Государственной Думой. В случае разногласий по поводу закона Государственной Думы и Советом Федерации закон считается принятым, если за него проголосуют не менее двух третей от общего числа депутатов, после чего он поступает на подпись Президенту РФ, затем официально публикуется в Российской газете и вступает в силу спустя 10 дней после опубликования. Таков порядок принятия законов в РФ.

Понятие законодательной инициативы

Все российские Федеральные законы принимаются после прохождения некоторых традиционных этапов. Первым важным этапом является выдвижение нормотворческой инициативы. Правом подобной инициативы обладают многие представители власти. Это президент, депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федерации, судьи Верховного и Конституционного судов, а также члены Правительства.

Круг субъектов правотворческой инициативы не так уж и широк. Более того, некоторые субъекты обладают подобным правом лишь в сфере своего профессионального ведения. Кроется ли какая-то несправедливость в том, что далеко не каждый человек в нашей стране может предлагать и формировать законы? Конечно же, никакой несправедливости здесь нет.

Подготовка и обсуждение законов

Итак, инициатива по формированию нормативного акта может быть одобрена или отклонена. В случае одобрения начинаются подготовительные процессы. Заключается это в выявлении общественных потребностей, обширном изучении судебной практики, консультировании с научными советами. Все это имеет лишь одну цель: необходимо ответить на вопрос о том, стоит ли принимать Федеральный закон, и на какой юридической базе следует это сделать.

После подготовки начинается обсуждение. На трибуне Парламента появляется инициатор законопроекта, который начинает свой доклад. Инициатор пытается доказать необходимость принятия закона, всячески мотивирует других парламентариев к его одобрению. По итогам Государственная Дума соглашается на процедуры чтения.

Тема 17. Законотворческий процесс в РФ

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

1) законодательная инициатива,  т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

федеральные законы принимаются

2) рассмотрение   законопроекта   в   парламентских  палатах  и комитетах (комиссиях);

3) принятие   закона;

4) санкционирование,  промульгация  и опубликование закона; эту стадию иногда  разделяют  на  санкционирование  (подписание)  главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

2.1. Законодательная инициатива – это официальное   внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но парламент не обязан принять соответствующий закон.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово‑экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).

федеральные конституционные законы принимаются

2.2. Обсуждение законопроекта

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

2.3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух‑палатный, то для принятия закона требуется согла‑сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Предлагаем ознакомиться:  Незаконная врезка в газопровод ответственность – Все о газоснабжении

2.4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2  /3  от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу.

Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2  /3  голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3  /4  от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2  /3  голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Три чтения

Федеральные законы принимаются Государственной Думой лишь после того, как пройдут три одобрительные процедуры. Речь идет о чтениях закона — трехступенчатой системе рассмотрения нормативных актов.

На первом чтении парламентарии обсуждают и рассматривают лишь самые основные положения закона. Создается профильный комитет, который берет на себя ответственность за рассмотрение и подготовку закона. Если представители Думы делают какие-то замечания, то именно комитет старается их исправить.

Второе чтение предполагает более детальное рассмотрение закона. Уже исправленный текст рассматривают в целях обнаружения новых ошибок и проблемных мест. Если вновь были выявлены неточности, документ дорабатывается ответственным комитетом.

На третьем чтении никакие дополнения и изменения в закон не вносятся. Законопроект зачитывается в последний раз, после чего отклоняется или принимается. Федеральный закон, одобренный Государственной Думой, отправляется в верхнюю палату Парламента — Совет Федерации.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) — что это?

В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации федераль­ные законы принимаются Федеральным Собранием по строго определенной процедуре, состоящей из нескольких стадий.

Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, т.е. определенного Конституцией порядка представления проектов законов. Проекты законов представляются в Государственную Думу только органами и должностными лицами, перечисленными в ст. 104 Конституции. Среди них: Президент Российской Федерации, члены и депутаты Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Россий­ской Федерации. Право законодательной инициативы имеют также законодательные органы субъектов федерации.

Законопроекты предварительно рассматриваются в комитетах Государственной Думы и в первом чтении (для одобрения общей концепции законопроекта) на заседаниях Государственной Думы.

Федеральный закон принимается путем голосования депутатов. Для принятия закона необходимо, чтобы за него проголосовало больше половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой закон передается на одобрение Совета Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен ею в 14-дневный срок. Однако некоторые законы (о бюджете, налогах, ратификации между­народных договоров и иные) требуют обязательного рассмотрения в Совете Федера­ции.

Закон, не одобренный Советом Федерации, считается не принятым. Однако он вновь может быть рассмотрен Государственной Думой и принят уже без одобрения Советом Федерации, если за него проголосует не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации (или принятый повторно Государственной Думой квалифицированным большинством) закон передается для подписания Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14-ти дней подписывает закон, либо отклоняет его.

В случае отклонения Президентом закона, Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривают его. Президент обязан подписать закон, если он будет повторно принят большинством не менее двух третей состава Государственной Думы и Совета Федерации.

Определенные особенности имеет порядок принятия федеральных конституционных законов, а также процедура внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации.

5. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В РОССИИ.

Предлагаем ознакомиться:  Закон об отобрании квартир у должников

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ — официальные акты, принимаемые различными органами государства во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов.

Подзаконные нормативные акты по своей роли в системе нормативных актов составляют ее вторичное звено, которое дополняет первичные нормы законов, более детально регламентирует различные группы общественных отношений. Вместе с тем, это также нормативные акты, представляющие официальные письменные документы, содержащие нормы права (общеобязательные правила поведения). В количественном отношении система подзаконных нормативных актов значительно превосходит систе­му законов.

В качестве подзаконных выделяют правовые нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления: решения и распоряжения их представительных и исполнительных органов, а также локальные нормативные акты, принимаемые в рамках отдельных организаций: их уставы, положения, инструкции.

Порядок принятия различных подзаконных актов определяется законами и положениями о соответствующих исполнительных структурах.

Любые подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить законам. В случае такого противоречия действуют нормы, закрепленные в законах. Кроме того, подзаконные нормативные акты имеют собственную иерархию, определяемую местом принимающего их органа в системе государственной власти, и должны соответствовать подзаконному акту более высокой юридической силы.

федеральные законы принимаются государственной думой

6. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ — определенные в нормативных ак­тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

Действие нормативного акта (вступление его в силу) начинается со срока, указанного при его издании. Если такой срок не указан, то российские законы начинают действовать по истечении 10 дней, а Указы Президента и Постановления Правительст­ва — но истечении 7 дней после их первой официальной публикации (в “Российской газете” или в специальном журнале — “Собрание законодательства Российской Федера­ции”).

По общему правилу действие нормативных актов распространяется только на те отношения, которые возникли после их вступления в силу. Обратная сила нормативного акта, т.е. его распространение на ранее возникшие отношения, специально в нем оговаривается. При этом не могут иметь обратной силы нормативные акты, устанавли­вающие новые виды санкций или усиливающие предусмотренную ими ответствен­ность. Напротив, нормативные акты, отменяющие санкции или смягчающие преду­смотренную ими ответственность, имеют безусловную обратную силу.

Действие нормативных актов в пространстве определено территориальными границами государства, а также сферой властной компетенции органа, принявшего нормативный акт. Федеральные нормативные акты действуют, как правило, на всей территории страны, нормативные акты субъектов федерации и органов местного самоуправления — в пределах соответствующих административных границ.

Особый статус экстерриториальности имеется у посольств и консульств иностранных государств. На их территориях действуют источники права соответствующе­го иностранного государства.

федеральные законы в рф принимаются

Вступивший в силу нормативный акт действует в отношении всех субъектов, находящихся на территории государства. Исключения касаются лиц, обладающих должностной неприкосновенностью (они не могут быть привлечены к уголовной и некоторым видам административной ответственности без согласия соответствующего органа, например, парламента для депутатов), а также лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом (они не привлекаются на территории страны пребывания к уголов­ной и административной ответственности).

Действие нормативного акта прекращается путем его официальной отмены или фактической замены, когда для регулирования данных общественных отношений принимается новый нормативный акт той же или более высокой юридической силы.

studfiles.net

Голосование за принятие закона имеет различные формы. Так, оно бывает целостным и постатейным. В первом случае голосующие выступают за принятие полной версии закона. В случае же с постатейным голосованием выборы проходят по каждой отдельной норме.

Оба вида голосования приемлемы как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации. Федеральные законы принимаются большинством голосов. Если в течение двух недель верхняя парламентская палата так и не предоставила итоги своего голосования, то закон считается принятым. Остается лишь подписание его Президентом.

Глава государства либо одобряет проект, тем самым придавая ему юридическую силу, либо отклоняет его. Последний случай именуется правом «вето». Однако это право можно преодолеть. Для этого необходимо повторно рассмотреть закон. Итоги голосования по нему должны составлять более чем две трети из общего числа парламентариев.

Что такое ФКЗ? Чем он отличается от простого ФЗ? Ответы уже кроются в названии. Раз закон конституционный, значит, он касается основного закона страны. Принятие ФКЗ направлено на изменение норм действующей Конституции.

Принимаются Федеральные конституционные законы несколько иначе, чем простые федеральные акты. Так же проходят чтения, после чего депутаты голосуют. Однако простой половины голосов в данном случае будет мало. Для принятия ФКЗ необходимо набрать не менее двух третей голосов членов Государственной Думы, и трех четвертей от сенаторов Совета Федерации. Президент не имеет право наложить вето на Федеральный конституционный закон.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector