ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ  о самообследовании МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»

 

 

 

 

 

 

2013-08_Publichnyy-otchet.doc [179.5 Kb] (cкачиваний: 17)
 
 
 
 
 
 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей № 8»

 

 

                                                                                                УТВЕРЖДАЮ   

                                                                      Директор  МБОУ ДОД "ЦДОД №8"

                                                                       _____________А.В. Афанасьев

                                                                                     29 августа 2013 г.                                                                                                                                                                        

 

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ

о самообследовании МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»

за 2012-2013 учебный год

 

1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 Название образовательного учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей № 8» (сокращенное наименование учреждения – МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»).

Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение.

Вид образовательного учреждения: учреждение дополнительного образования детей.

Учредитель: Управление образования администрации города Ульяновска и Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами  администрации города Ульяновска.

Год основания: 1962

Юридический адрес: 432034, г. Ульяновск, ул. Полбина, д. 21

Тел./факс: (8422)  48-20-03, 58-36-75, 58-36-79 

E-mail:  cdod8@mail.ru

Адрес официального сайта учреждения в Интернете: www.8center.ru  

Должность руководителя:  директор

Фамилия, имя, отчество руководителя:

Афанасьев Андрей Владимирович

Банковские реквизиты:

МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»

432034, г. Ульяновск, ул. Полбина, д. 21

ИНН  7327016450

КПП  732701001

ОГРН  1027301488081

л/с  20686Ц78720 в   УФК   по Ульяновской области

р/с 40701810573081000001 в ГРКЦ ГУ  Банка России г. Ульяновска по Ульяновской обл., БИК 047308001.

Лицензия № 1806 от 16.08.2012 г. (серия 73Л01 рег. № 0000026) на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии,    выдана Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области.

     На основании Постановления администрации города Ульяновска от 15.12.2011 года               № 07 «О создании муниципальных бюджетных образовательных учреждений» был изменен тип существующего учреждения на муниципальное бюджетное учреждение. С 28 декабря 2011 г. образовательное учреждение переименовано в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей № 8».  

      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей № 8», в соответствии  с Законом РФ  «Об образовании», Уставом учреждения и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, развития мотивации личности к познанию и творчеству, организации содержательного досуга детей и подростков; реализует дополнительные образовательные программы и услуги в интересах личности, общества, государства; осуществляет предпрофильную, профильную подготовку и профориентацию учащихся  средних общеобразовательных школ Засвияжского района  г. Ульяновска.

2. ВНЕШНЯЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»

      Город Ульяновск официально разделен на 4 городских района: Ленинский, Засвияжский, Железнодорожный, Заволжский. Засвияжский район расположен в западной и южной части города (по левому берегу реки Свияга). В Засвияжском районе проживает около 223,4 тыс. человек.  Засвияжский район г. Ульяновска делится на два микрорайона: Ближнее Засвияжье и Дальнее Засвияжье. МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» расположен в Ближнем Засвияжье. Район экономически хорошо развит, имеется соответствующая инфраструктура микрорайона, уровень деловой активности – средний. В 200-250 метрах от здания Центра расположен Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). В 100 метрах от учреждения расположен парк «Семья», который является природоохранной зоной.                    В 100-150 метрах расположен концертно-развлекательный комплекс «Пятое солнце», Дом культуры «УАЗ». Транспортная доступность хорошая. Интенсивность движения транспорта средняя. В непосредственной близости от учреждения проходят трамвайные и автобусные маршруты, а также маршрутное такси (Западный бульвар, проспект 50 лет ВЛКСМ, Московское шоссе). Основная часть окружающей застройки – жилые дома, объекты коммерческой недвижимости (торговые, офисные площади), административные и общественные здания.       

       В непосредственной близости от  МБОУ ДОД  «ЦДОД № 8» расположены МБОУ СОШ № 8, 37, 52, 53, МБОУ «Гимназия № 33»,  что создает благоприятные условия для организации единого образовательного пространства в микрорайоне.

      МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» на договорной основе успешно сотрудничает с                             14  образовательными учреждениями г. Ульяновска:

·       МБОУ СОШ № 8, 12, 25, 35, 37, 49, 51, 52, 53, 85; МБОУ «Мариинская гимназия»;

·       ОГБОУ СКО школа-интернат № 1  VI вида «Улыбка»;

·       ОГБКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 23 VIII вида»;

·       ГБОУ Ульяновский детский дом «Гнёздышко».

      Деятельность УДОД  направлена на обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования через совершенствование системы дополнительного образования, организацию методической и аналитической деятельности, совершенствование форм и методов проведения массовых мероприятий и учебно-воспитательной работы с обучающимися.

      Учреждение активно принимает участие в формировании образовательного пространства дополнительного образования детей Засвияжского района г. Ульяновска, выполняет заказ общества на формирование социально-успешной личности, а также выполняет муниципальное задание на предоставление дополнительного образования детям на 2012 год   в объеме (в натуральных показателях) – 1634 человека, согласно приказа Управления образования мэрии города Ульяновска от 23.12.2011 г. № 2319 (реестровый № 02-44/23-19).

       МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» проводит целенаправленную работу по взаимодействию и сотрудничеству с учреждениями, организациями  г. Ульяновска и Ульяновской области. Поддерживает и развивает с ними партнерские отношения. Социальными партнерами учреждения являются:

·       Ульяновское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский Детский фонд»;

·       Ульяновское региональное отделение Межрегиональной общественной организации инвалидов «Факел»;

·       ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области»;

·       ОГБУК ЦНК «Центр развития и сохранения культуры»;

·       Музей народного творчества ОГБУК «ЦНК»;

·       Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации  г. Ульяновска;

·       Комитет социальной защиты населения г. Ульяновска;

·       Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области;

·       Департамент труда Министерства труда и социального развития Ульяновской области;

·       Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области;

·       МБОУ ППМС центр «Росток»;

·       Парк культуры и отдыха «Семья» Засвияжского района г. Ульяновска

·       Храмы Богоявления и Ксении Петербургской, село Арское;

·       ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;

·       ГБОУ ДОД «Областной Центр детского (юношеского) технического творчества»;

·       ГБОУ ДОД «Областной Дворец детского творчества».

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»

      Социальная ситуация в обществе на современном этапе выдвигает на первый план личность, способную действовать уверенно, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, т.е. личность социально-компетентную.

      В процессе становления личности ребенка значительная роль отводится дополнительному образованию, вооружающему ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности. Такую свободу самоопределения ребенку может обеспечить только хорошее качественное дополнительного образование.

      Деятельность педагогического коллектива МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» основана на признании ведущих принципов образования:

      1. Признание прав ребенка на свободное самоопределение и самореализацию по внеучебной деятельности учреждений дополнительного образования.

      2. Развитие индивидуальности каждого человека в условиях дополнительного образования.

      3. Творческое сотрудничество участников образовательного процесса в совместной продуктивной деятельности.

      4. Непрерывность образования в педагогически управляемой и лично регулируемой деятельности развивающегося ребенка

      5. Гуманизация педагогического управления образовательно-воспитательным процессом.

      Образовательным процессом в МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»  в 2012—2013 учебном году были охвачены 1467 детей в 112 учебных группах,  22 детских объединениях, реализующих дополнительные образовательные программы в соответствии с лицензией № 1806 от 16.08.2012 г. (серия 73Л01 рег. № 0000026) на осуществление образовательной деятельности по следующим направленностям:

·       научно-техническая;

·       культурологическая;

·       физкультурно-спортивная;

·       художественно-эстетическая;

·       эколого-биологическая;

·       социально-педагогическая.

      Педагогический коллектив МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» работает по обеспечению духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей по сохранению и обеспечению целостности воспитательно-образовательного процесса, по созданию и обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, по формированию общей культуры детей, по организации содержательного досуга детей, по удовлетворению образовательных потребностей детей.

      Анализ работы Центра за 2012-2013 г.г. показал, что содержание  учебно-воспитательной деятельности  образовательного учреждения соответствовало поставленным задачам.

      Образовательный процесс в 2012-2013 году осуществлялся в 112 группах  22 детских объединений различной направленности. Образовательная деятельность в Центре направлена на развитие мотивации личности ребенка к познанию  и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности ребенка, общества, государства.

       МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» осуществляет обучение по дополнительным образовательным программам с детьми в возрасте от 5 до 18 лет.

      В 2012-2013 учебном году в МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» обучалось  1467 учащихся в 112 учебных группах. Количество учебных групп  и  количество обучающихся по направленностям, по которым  осуществляется образовательная деятельность в Центре:

·       художественно-эстетическая      - 29 групп     (410 учащихся);

·       физкультурно-спортивная         - 2 группы   (28 учащихся):

·       научно-техническая                - 30 групп    (336 учащихся);

·       эколого-биологическая             -   8 групп   (104 учащихся);

·       культурологическая                 -   5 групп   (78 учащихся);

·       социально-педагогическая        - 38 групп    (511 учащихся);

 

     Количество обучающихся в детских объединения увеличивается, в том числе за счёт создания новых объединений. Это  свидетельствует о востребованности   учреждения дополнительного образования. Количество обучающихся в объединениях научно-технической и социально-педагогической направленности самое большое. Значительно увеличилось количество обучающихся в объединениях художественно-эстетической направленности («Мир изобразительного искусства», музыкальная студия «Веснушки», студия эстрадного пения «Дилижанс»).

Возрастная характеристика обучающихся

 МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»

Состав обучающихся

Возрастная характеристика обучающихся, чел.

до 6 лет

6-11 лет

12-15 лет

16-17 лет

Девочки

143

388

253

9

Мальчики

85

246

321

22

Всего

228 (15,6%)

634 (43,2%)

574 (39,1%)

31 (2,1%)

Итого:

1467

      Открытие и организация работы детских объединений Центра на базах общеобразовательных учреждений способствует интеграции общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство, позволяет полнее использовать потенциал школьного образования для творческого развития личности ребенка. Решается важная проблема охвата обучающихся дальних образовательных учреждений в Засвияжском районе г. Ульяновска.

      Центр обеспечивает социальную адаптацию, социально-педагогическую поддержку, продуктивную организацию свободного времени обучающихся, которые  становятся одними из определяющих факторов развития склонностей детей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения.

      Учебная деятельность Центра регламентируется учебным планом, в котором обозначены направленности детских объединений, учебная нагрузка, количество часов в неделю, на учебный год, годы обучения воспитанников, количество обучающихся и групп по годам обучения. Учебный план образовательного учреждения  выстроен в соответствии  с направлениями деятельности Центра и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.

      Образовательный процесс в МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» носит личностно-ориентированный характер. Его основой является гуманизация отношений всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогических работников. Отношения обучающихся и педагогических работников Центра строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития с учетом его индивидуальных способностей.

      Учебное занятие является основной формой образовательного процесса в Центре. Каждый педагог самостоятельно выбирает методы и формы проведения занятий. Главным аспектом в деятельности педагога является способность создать комфортные условия для обучающихся в образовательном процессе и педагогическую культуру самого педагога. Педагоги используют следующие педагогические технологии: личностно- ориентированное развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, дифференцированное обучение, технология модульного обучения, саморазвития личности учащегося. Образовательный процесс на занятиях направлен на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Задача педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы в процессе обучения сформировать у обучающегося высокий уровень внутренней мотивации (интерес к занятиям), создать необходимые условия для личностного развития.

      Систематические занятия приводят обучающегося к углубленной мотивации. Такую мотивацию создают педагоги декоративно-прикладного творчества, художественно-эстетической направленности: Патяева Е.И., Суворова Н.Б., Игонина Ю.А., Хисюков Р.З., Гаврина А.В., Абрамова Т.А.; социально-педагогической направленности:                    Карташева М.Ю., Прохорова О.Л., Осин А.М., Першина Г.И., Бородавина Е.Г., Гриднева Е.А., Знаменская Л.Ф., Бугеро С.С., Обидова О.В.; научно-технической направленности:  Сультеева Ю.В., Климова О.Л., Половова Т.Н., Горос М.Д., Шустова О.Ю.

Для успешной образовательной деятельности педагоги создают такие условия, чтобы в образовательной деятельности воспитанники Центра получали практический опыт поведения, взаимоотношений, ответственности, эмоционального благополучия, доброжелательности, стремятся к развитию детских объединений, наделяют ребят ответственностью за собственные успехи, оказывая им всестороннюю поддержку.

      Для проверки качества знаний педагоги проводят в Центре мониторинг реализации образовательных программ, которые включают:

1.    входную диагностику (в начале учебного года), которая проходит в форме собеседования, тестирования, бесед.

2.    текущую (промежуточную) диагностику, которая включает уровень освоения знаний, умений, навыков; уровень развития творчества и социальной активности.

3.    выходную (итоговую) диагностику, которая в зависимости от объединений проходит в следующих формах:

·       в творческих объединениях художественно-эстетической направленности – творческие проекты, конкурсы-выставки творческих работ, отчетные концерты;  

·       в объединениях научно-технической направленности – тестирование, защита творческих проектов, контрольная работа, зачет, олимпиада;

·       в объединения социально-педагогической направленностей – защита творческих работ, проектов, соревнование, интеллектуальные игры, викторины, конкурс творческих работ.

      Организация и содержание образовательной деятельности в МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» строится на педагогически обоснованном выборе дополнительных образовательных программ по направлениям, определенным Уставом учреждения, а также на основе авторских, модифицированных и адаптированных программ, принятых педагогическим советом и утвержденных приказом директора учреждения. Образовательные программы Центра строятся на принципах интеграции, дифференциации, дополнительной функциональности, адаптивности, свободного выбора и ответственности, личной направленности на достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей, позволяющих раскрывать задатки и способности детей, создавать условия для их реализации. Значительное внимание в Центре уделяется обновлению содержания дополнительного образования детей, осуществляемого на основе реализации следующих принципов:

- свобода   выбора   направления  (объединения,  программы),  форм  и  времени  занятий,

  педагога дополнительного образования;

- овладение   социальными   нормами,   опытом исполнения различных социальных ролей,

  образцами поведения и другими элементами общей культуры;

- демократизация   отношений   педагога,   обучающегося   и  его  родителей  в  разработке

  индивидуального образовательного маршрута ребенка;

- гуманизация  образовательной  среды и средств педагогической поддержки, внутреннего

  развития личности, и социального самоопределения обучающегося;

- интенсификация   педагогических   процессов,  предполагающая   смещение акцента  от

  усвоения знаний, умений, и навыков к овладению методами проектирования,   моделиро-

  вания, технологией поиска оптимальных решений возникающих задач.

      На основании итогового мониторинга деятельности педагогических работников можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные перед педагогами дополнительного образования Центра и направленные на качественную реализацию образовательных программ, практически выполнены:

- повысился профессиональный уровень и педагогическое мастерство педагогов;

- большинство   педагогов  включились   в  инновационную  деятельность  и  в  освоение

  современных педагогических технологий;

- обмен педагогическим  опытом  внутри учреждения  и  выход на  городской,  областной

  уровень способствовал качественной реализации образовательных программ;

- обеспечен   комфортный   психологический   климат  профессиональной   и  личностной

  самореализации  педагогов  в Центре.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

      Качество образования и эффективность воспитания во многом зависит от компетентности, профессионального мастерства педагогов  дополнительного образования.

      В  2012-2013 учебном году в МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» работало 29 педагогических работников, в том числе 7 педагогов-совместителей,  из них имеют:

·       высшую квалификационную категорию                     -   9 человек (31%);

·       первую квалификационную категорию                      -   6 человек (21%);

·       вторую квалификационную категорию  и                   

без квалификационной категории                             -  14 человек (48%);   

·       знаки: «Отличник народного просвещения РФ»        -  1 человек;                                                  

              «Почетный работник общего образования РФ -   1 человек.

     Возрастная характеристика педагогического коллектива Центра представлена следующим образом:

                    от 25 до  40 лет    - 14 человек;

                    от 40  до  55 лет          -   7 человек;     

                    от  55 лет и больше -   8  человек;

Педагогический стаж работы:    

                         до 5 лет                      -   5 человек;

                         от 5 до 10 лет               -   3 человека;

                         свыше 10 лет              - 21 человек.

Уровень образования:

                         высшее                        -   17 человек;

                         среднее специальное          -   12 человек.    

      Деятельность   педагогического    коллектива    МБОУ ДОД  «ЦДОД   № 8» направлена на обеспечение государственных гарантий доступности качественного дополнительного образования через совершенствование форм и методов проведения массовых мероприятий и учебно-воспитательной работы с обучающимися, а также расширение взаимодействия связей с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры  по направлениям, относящимся к компетенции учреждения.

      Уровень профессиональной компетентности и подготовки педагогических работников Центра по возрастному цензу, стажу работы и квалификации достаточен для обеспечения квалифицированного и качественного проведения образовательного процесса.

 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

         Центр имеет высококвалифицированные педагогические кадры и соответствующую материально-техническую базу, которые позволяют успешно решать задачи, стоящие перед образовательным учреждением.

      МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»  располагает следующей материально-технической базой:

·       трехэтажное здание учебного корпуса, общая площадь 3420,8 кв.м. (совместное размещение с МБОУ ДОД «ДЮЦ № 3»);

·       9 учебных кабинетов;

·       2 учебные мастерские (столярная, швейная);

·       спортивный зал (специализированный зал для занятий боксом);

·       3 компьютерных кабинета;

·       50 компьютеров, в том числе 18 компьютеров на рабочих местах работников учреждения;

·       3 мультимедийных проектора;10 web-камер;

·       10 принтеров; 3 сканера;  3 МФУ; 2 факса;

·       2 цифровых фотоаппарата;

·       видеотехника (DVD плеер, телевизор);

·       2 фортепьяно; музыкальный центр; магнитола с CD;

·        имеется кабинет педагога-психолога, методический кабинет.

     Все учебные кабинеты оборудованы техническими средствами обучения для проведения   образовательного   процесса  по   направлениям   деятельности,    в наличии имеется необходимое оборудование, которое обновляется по мере возможности ( за счет  внебюджетных финансовых средств).

      Материально-техническое  оснащение образовательного процесса  в Центре осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учреждениям дополнительного образования. Освещение, состояние и оборудование учебных  кабинетов соответствует техническим и санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивает  безопасные условия для обучающихся при проведении образовательного процесса.

     Здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией,  системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. На вахте имеется «Тревожная кнопка» для вызова сотрудников  вневедомственной охраны.  Компьютерные кабинеты и бухгалтерия учреждения находятся на охранной сигнализации. Выполнены соответствующие работы по благоустройству территории, прилегающей  к зданию учебного корпуса.

6. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО   КОНТРОЛЯ

      Административный (внутриучрежденческий) контроль в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей № 8» предполагает педагогический анализ деятельности педагогов дополнительного образования и состояния учебно-воспитательного процесса в детских объединениях образовательного учреждения.

      Контрольно-диагностическая функция является инструментом взаимодействия педагогов, реализующих педагогическую работу в учреждении, и администрации, координирующей и проверяющей эту учебно-воспитательную деятельность. Организация административного контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической и воспитательно-образовательной деятельности учреждения. Административный контроль является хорошим стимулом для педагогов к поиску путей совершенствования своей работы и повышения профессионального мастерства.

     Цели контроля:

1.    Совершенствование организации учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.

2.     Улучшение качества образовательной деятельности в детских объединениях УДО.

3.     Повышение уровня организационных знаний, умений и навыков педагогов и штатных сотрудников учреждения дополнительного образования.

     Задачи контроля:

1.    Систематически контролировать качество преподавания дополнительных образовательных программ, соответствие тематики планирования с темой занятия.

2.    Вести контроль за соблюдением педагогами научно-обоснованных требований к содержанию, формам и методам воспитательно-образовательной деятельности.

3.    Разнообразить формы и методы, обеспечивающие образовательную, инновационную, исследовательскую, досуговую и другие виды деятельности.

4.    Проводить диагностику профессиональной подготовленности педагогов дополнительного образования, изучение их:

- методической подготовки (владение методами и приёмами обучения);

- психолого-педагогической подготовки (знание возрастных особенностей детей).

5.    Продолжать изучение профессионального опыта работы педагогов дополнительного образования.

6.    Осуществлять периодический контроль над состоянием и ведением учебной документации педагогов дополнительного образования.

7.     Анализ результатов реализации приказов и распоряжений администрации УДО.

      Административный контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь, которая является важнейшим источником информации для всех участников образовательного процесса.

      Осуществление административного контроля в Центре в 2012-2013 учебном году велось по следующим направлениям:

·       контроль по распределению учебной нагрузки по детским объединениям и педагогам;

·       контроль по сохранности контингента обучающихся в детских объединениях;

·       контроль по ведению документации педагогами дополнительного образования;

·       контроль по прохождению обучающимися программного материала  в соответствии с образовательной программой;

·       контроль по выполнению  требований охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности.

С целью осуществления контроля по сохранности контингента обучающихся в детских объединениях Центра педагогами и администрацией учреждения проводился мониторинг личностного развития обучающихся. Контроль над совершенствованием форм и методов организации занятий осуществлялся в виде собеседований с педагогами и посещения занятий в детских объединениях объединениях по направлениям деятельности.

     Цели посещения занятий:

1.Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, выполнение требований охраны труда, пожарной безопасности.

2. Выполнение графика работы в соответствии с учебной нагрузкой, расписанием занятий.

3. Сохранность контингента обучающихся и рациональное использование технических средств обучения, материально-технической базы УДО.

4. Используемые педагогами на занятиях формы и методы активизации познавательной  деятельности обучающихся.

        В условиях дополнительного образования дети приобретают новые стимулы, повышают мотивацию для своего личностного развития, благодаря разнообразию содержания, форм деятельности и общения. Это важно, поскольку без развития детских интересов не могут быть эффективно решены задачи формирования творческой личности ребенка. Именно административный контроль в различных его формах и методах обеспечивает обмен информацией между участниками педагогического процесса и является стимулом для педагогов, администрации учреждения к поиску путей совершенствования своей работы, принятию эффективных  управленческих и административных решений.

7.   ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     Программно-методическое обеспечение в Центре является одним из основных направлений деятельности учреждения. Дополнительная образовательная программа Центра – нормативный документ, посредством которого обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей личности, выходящих за пределы образовательных программ и стандартов, ориентированных на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, свободный выбор ребёнком видов и форм деятельности, профессиональное самоопределение, формирование общей культуры. Модернизация системы образования выдвигает на первое место проблему обновления содержания образования, которая напрямую связана с модернизацией программно-методического обеспечения.

      Образовательная деятельность в Центре в 2012-2013 учебном году   осуществлялась по дополнительным образовательным программам по направлениям деятельности Центра, указанным в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.

      Образовательные программы «ЦДОД № 8» разработаны с учётом  установленных  требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с нормативным документом «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).

      Образовательные программы, допущенные к реализации в Центре, разработаны в соответствии с указанными требованиями, что подтверждено документами регионального уровня, а  также документами, разработанными на уровне  Центра.

      На уровне учреждения соответствие образовательных программ Центра установленным требованиям подтверждено обязательной процедурой утверждения образовательных программ и их допущения к реализации. Данная процедура фиксируется протоколом педагогического совета Центра и отражена на титульном листе программы (номер протокола, дата утверждения, подпись директора, печать учреждения).

      Подготовка образовательных программ к утверждению осуществляется в Центре   в соответствии с локальными нормативными документами учреждения.

     Все образовательные направленности, реализуемые Центром, обеспечены методическими и дидактическими материалами. В основном, это методические пособия для педагогов, методические разработки к отдельным темам  (модулям) образовательных программ, методические рекомендации для педагогов по организации учебного процесса, раздаточный материал, таблицы, технологические карты, наглядные пособия, методические разработки открытых занятий, мастер-классов и другие материалы.   

     В зависимости от ожидаемых результатов в Центре выделяются два уровня освоения обучающимися образовательных программ:

1.    Общеобразовательный уровень – 33 программы.

2.    Профессионально-ориентированный уровень  (предпрофильная, профильная подготовка обучающихся) – 18 программ.

     В соответствии с уровнем освоения образовательных программ определяются: численный и возрастной состав детского объединения, сроки реализации программ, приоритетные формы и методы организации образовательной деятельности, педагогические технологии, планируемые результаты обучения.

Характеристика образовательных программ

      В Центре реализуется 51 образовательная программа по  дополнительному образованию детей по следующим направленностям:

·       художественно-эстетическая        - 11 программ (21,6%);

·       культурологическая                   -  5 программ (9,8%)

·       физкультурно-спортивная           -  4 программы (7,8%)

·       эколого-биологическая               -   2 программы (3,9%)

·       социально-педагогическая          - 16 программ (31,4%)

·       научно-техническая                   -  13 программ (25,5%)

По форме составления образовательные программы:

·       модифицированные программы     - 41 программа (80,4%);

·       типовые программы                    -   2 программы (3,9%);

·        адаптированные программы        -   2 программы (5,9%);

·       авторские программы                 -   5 программ  (9,8%).

По продолжительности реализации образовательные программы:

                  1 год          - 27 программ;

                   2 года        - 11 программ;

                   3 года         -   8 программ;

                   более 3 лет  -   5 программ.

      Задачу по расширению сферы предоставляемых Центром образовательных услуг для более полного удовлетворения образовательных потребностей детей на всех уровнях освоения (от ознакомительного до повышенной сложности) и обеспечение их преемственности, в соответствии с Концепцией развития МБОУ ДОД «ЦДОД № 8», предстоит решать через:

·       создание и реализацию программ научно-технической направленности нового поколения, ориентированных на инновационные научные процессы, технологии, развитие конструирования, научно-технического творчества;

·       обновление образовательных программ, в том числе интегрирующих различные области знаний и обеспечивающих эффективную адаптивность (гибкость);

·       создание программ, способствующих привлечению в систему дополнительного образования учащихся старшей ступени общего образования;

·       обеспечение преемственности образовательных программ, которая давала бы возможность выстаивать поэтапный долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут учащегося, который нашел бы свое продолжение в системе профессионального образования.

8. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    В МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»

       В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив работал над повышением воспитательного потенциала в развитии воспитательно-образовательного пространства учреждения дополнительного  образования детей. Педагогический  коллектив выдвинул  на учебный год следующие воспитательные задачи:


- способствовать воспитанию патриотов своего города;
- создать условия для эффективного использования воспитанниками свободного времени   и совершенствования их культуры поведения;
- поддерживать партнерские отношения с родителями обучающихся;
- создавать ситуации успеха воспитанников, развивать дарования и  индивидуальные  способности детей;
- создавать равные стартовые условия для детей из социально незащищенных семей;
- воспитывать чувство толерантности у детей.
        Содержание  воспитательной деятельности в Центре  было направлено на самореализацию обучающихся, формирование и развитие их творческих способностей, формирование общей культуры и общечеловеческих ценностей. Мероприятия охватывали несколько направлений воспитательного процесса, использовались различные  формы их проведения.

       Доброй традицией в Центре дополнительного образования для детей № 8 стало ежегодное проведение  праздничных мероприятий: День знаний (1 сентября); День открытых дверей (в течение учебного года);   День учителя  (6 октября);  Новый год; День Защитника Отчества (23 февраля), Международный женский день  (8 Марта); День матери (21 марта); День Победы (9 мая); Международный день семьи (15 мая); Международный день защиты детей (1 июня); День России (12 июня);

Эмоциональной насыщенностью были окрашены проводимые конкурсы, викторины, познавательные и праздничные  мероприятия. Цель этих конкурсов – создавать у обучающих ситуации успеха, способствовать раскрытию творческих способностей, формировать чувство ответственности за коллектив и дружеской поддержки, уважение к народным традициям. Педагоги значительное внимание уделяли воспитанию обучающихся, совершенствованию и обновлению форм воспитательной работы с детьми, способствовали реализации планов воспитательной работы творческого объединения.  
        Для решения проблемы  сохранности контингента педагоги используют разные

формы работы с целью популяризации детского творчества, поиска новых форм повышения интереса обучающихся к творческой образовательной деятельности. Вся  воспитательная деятельность и массовые  мероприятия, проводимые внутри МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»  в 2012-2013 учебном году освещалась на сайте Центра, на информационных стендах в учреждении, распространялись рекламные буклеты и листовки о деятельности Центра дополнительного образования для детей  № 8.
       Работа с родителями в учебном году строилась традиционно: на проведении  консультаций, индивидуальных бесед, демонстрации родителям личностных достижений ребенка (итоговые мероприятия), совместных мероприятий детей и родителей, а также  родительских собраний по объединениям и общее собрание для родителей обучающихся      МБОУ ДОД «ЦДОД № 8».В течение всего учебного года родители обучающихся, воспитанников регулярно посещали культурно-массовые мероприятия, организуемые Центром, принимали активное участие в таких праздничных мероприятиях, как День матери, День открытых дверей,  Международный женский день  8 марта, Международный день семьи,  выставки декоративно-прикладного творчества обучающихся, родительские собрания, открытые занятия, мастер-классы, на которых совместно с детьми проводилась различная творческая, социально-значимая, воспитательная деятельность.
      Создание единого воспитательно-образовательного пространства в учреждении невозможно осуществить без взаимодействия педагогов и родителей обучающихся. Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Администрацию, педагогов дополнительного образования Центра и родителей  обучающихся объединяет забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Поэтому в 2012-2013 учебном году была поставлена следующая цель работы с родителями – создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимодействия в различных формах педагогов и родителей, направленных на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся, воспитанников Центра.

       Самоорганизация  родителей обучающихся тоже неуклонно растет. Следовательно, умение наладить контакт с родителями является неуклонно главным аспектом работы педагога, положительно влияющим на качество и результат образовательного процесса. В апреле 2013 г. проводился мониторинг удовлетворенности   обучающихся, их родителей деятельностью Центра. Основная часть опрошенных родителей   согласны с тем, что занятия в Центре помогают их ребенку поверить в свои силы, творческие возможности,    а также способствуют развитию индивидуальных   способностей ребенка, помогают решать жизненные проблемы, развивают коммуникативные навыки воспитанников. 

 Результаты мониторинга показали, что обучающиеся в основном считают, что в Центре созданы необходимые условия для развития их творческих способностей, полученные знания и навыки готовят их к самостоятельной жизни, способствуют их личностному самоопределению. Воспитанники доверяют своим педагогам и уверены, что к ним можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. Активное вовлечение детей и подростков в общественную жизнь Центра сплачивает детский коллектив, развивает коммуникативные навыки ребят, способствует социальной адаптации воспитанников. Полученные данные говорят о достаточно высокой степени удовлетворенности воспитанников жизнедеятельностью образовательного учреждения.

 Педагогический  коллектив  учреждения постоянно ведет работу по укреплению взаимоотношений, сотрудничества с родителями обучающихся. Результатом совместной работы является повышение уровня удовлетворенности родителей, обучающихся содержанием и организацией  воспитательных мероприятий.

       Ежегодно педагогами проводятся Дни открытых дверей, организационные, презентационные мероприятия, встречи с детьми  с особой заботой  по вовлечению их в кружки, секции, студии, объединения   по интересам, индивидуальные беседы с детьми. На семинарах и заседаниях  методических объединений  педагогов дополнительного образования распространяется опыт проведения занятий в игровой форме, которые способствуют установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в коллективе воспитанников.

        Большое внимание в Центре дополнительного образования детей уделяется профилактической работе по борьбе с вредными привычками, что способствует охране жизни и здоровья воспитанников. С целью формирование отрицательного отношения к вредным привычкам в октябре  в детских  объединениях Центра были проведены беседы-лекции по профилактике курения, в которой приняло участие более  300 обучающихся. Мероприятия  включали в себя: тренинг по профилактике вредных привычек с приглашением педагога-психолога; показ видеофильма  и раздачу рекламных листовок «О вреде табакокурения».

       Культурно-досуговая и воспитательная работа МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» направлена на решение одной из основных задач учреждения дополнительного образования – формирование творчески развивающейся личности ребёнка через осуществление культурно-досуговой деятельности.

       Проведение социальных и досуговых, игровых программ обусловлено особенностью задач, стоящих  перед Центром при реализации данного направления деятельности.

       В прошедшем учебном году была выдвинута следующая воспитательная цель – привлечение детей к более активной досуговой деятельности и качественное проведение  культурно-массовых мероприятий.

        Для реализации этой воспитательной цели были поставлены следующие задачи:

·      развитие у детей чувства гражданственности, патриотизма, нравственных, эстетических и волевых качеств личности;

·      развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, воображения;

·      развитие эмоционально-волевой сферы;

·      расширение кругозора ребенка, формирование его интересов и потребностей;

·      формирование и развитие таких качеств личности, как: самостоятельность, инициативность, ответственность, творческая активность.

       В октябре 2012 года в Центре прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню учителя. Педагогов поздравляли обучающиеся детских объединений и вручали педагогам памятные сувениры, сделанные своими руками.

       23 ноября  был проведен концерт, посвященный Дню Матери в России, с привлечением обучающихся дошкольного возраста. Также в Центре был проведен конкурс рисунков «Мамин портрет», выставка декоративно- прикладного творчества «Подарок маме своими руками», на которой ребята показали своё творчество.

       В декабре 2012 года в учреждении прошла акция «МЫ против СПИДа!», посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. Обучающимися Центра  были  изготовлены тематические  плакаты, авторы  лучших работ  приняли участие в областном конкурсе социальной рекламы «Скажи жизни –ДА!». Обучающиеся, участвовавшие в конкурсе, занимаются в  объединении «Мир изобразительного искусства» - педагог Гаврина А.И.

       В декабре 2012 г. в Центре была проведена Новогодняя выставка творческих работ, посвященная 365-летию  со дня образования  города Ульяновска.

       В рамках мероприятий, посвященных 70-летию со дня образования Ульяновской области, в Центре были проведены:    

·      компьютерная викторина «История Ульяновска», педагог Сультеева Ю.В.

·      демонстрация видеофильма «Старый Симбирск», педагог Горос Д.М.,

·      конкурс рисунков «Моя малая Родина», педагог Гаврина А.В.

      На базе ЦДОД №8  в 2012-2013 учебном году было проведено пять городских конкурсов по различным направленностям:

·      конкурс компьютерных работ «Безопасный перекресток»;

·      конкурс компьютерных презентаций «Новогодний калейдоскоп»;

·      конкурс рисунков «Моя малая Родина»;

·      конкурс дорожных макетов «Дорожная  мозаика»;

·      конкурс народного пения «Апрельские веснушки»;

      В апреле 2013 года в Центре  прошла городская  выставка технического и художественного творчества обучающихся «Дополнительное образование 2013».

      Традиционными для участия обучающихся  и педагогов Центра  в 2012-2013 учебном году стали следующие конкурсные и социально-значимые  мероприятия:

·       городской праздник «День знаний»;

·       городской фестиваль «Рождественская звезда»;

·       конкурс «Рождественский сувенир»;

·       конкурс компьютерных работ «Рождественская сказка»;

·       областной конкурс «Вестник добра», «Пасха радость нам несет»;

·       областной фестиваль «Мир глазами детей»;

·       городской фестиваль «Юные таланты Ульяновска»;

·       городской конкурс «Новогодние фантазии»;

·       городской конкурс «Безопасное колесо»;

·       городской экологический конкурс «Дни защиты Земли»;

·       городской конкурс «Симбирск – православный»;

·       городской конкурс «Моя малая Родина»;

·       городской фестиваль «Зеленый дом - моя планета»;

·       городской праздник «День защиты детей»;

·       городской праздник «День города»;

·       городская и областная выставка научно- технического и художественного  творчества обучающихся  «Дополнительное образование 2013».

       МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» плодотворно взаимодействует с Симбирско-Мелекесской Епархией по вопросам гражданско-патриотического и православного воспитания учащихся. Учреждение также принимает активное участие во всех областных акциях, конкурсах, выставках, организуемых настоятелем храмов Богоявления и Ксении Петербургской (село Арское). Настоятель Арских храмов Отец Алексей отметил грамотами, благодарениями достижения обучающихся и педагогов, а также определенные успехи в духовном воспитании  обучающихся, воспитанников Центра.

       Образовательное учреждение активно принимает участие в культурно-массовых и социально-значимых мероприятиях различного уровня. Педагоги и обучающиеся Центра принимали участие в 11 социальных проектах и благотворительных акциях, организуемых некоммерческими, общественными организациями: 38 участников, обучающихся и педагогов Центра, награждены дипломами, грамотами и благодарственными письмами.

       В 2012-2013 учебном году в городской выставке-конкурсе технического и художественного творчества обучающихся «Дополнительное образование 2013»  от нашего Центра было представлено 53 творческих работы обучающихся. Воспитанники Центра заняли призовые места в различных номинациях: 1 место – 15 человек, 2 место – 10 человек, 3 место – 6 человек (всего 31 победителей и призеров).

        Педагог Карташева М.Ю. со своим эстрадным коллективом «Дилижанс» приняла участия в таких мероприятиях как Всероссийский конкурс - фестиваль эстрадного вокала «Открой свое сердце», который проходил в г. Тольятти (диплом лауреата 2 степени),                    1 Всероссийский телевизионной конкурс детской эстрадной песни «Цветик-семицветик» проходивший в г. Чебоксары (диплом лауреата 1 степени),  всероссийский фестиваль детского творчества «Веснушка-авиа 2013», организованный Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности    города Ульяновска - 3 место.

       Также, обучающиеся  Центра принимали активное участие и становились призерами других различных мероприятий:

·      городских – 32 конкурса, участие приняли 330 человек;

·      областных – 11 конкурсов, участие приняли 76 человек; 

·      всероссийских – 9 конкурсов, участие приняли 44 человека;

·      международный – 2 конкурса, участие приняли 42 человека.

       Из года в год растет количество воспитанников Центра – участников городских и областных мероприятий. По сравнению с 2011-2012 учебным годом количество воспитанников Центра, принявших в 2012-2013 учебном году участие в городских конкурсных мероприятиях, выросло на 14% (с 283 до 329 человек). Количество воспитанников Центра, принявших в 2012-2013 учебном году участие в областных, межрегиональных, всероссийских конкурсных мероприятиях, по сравнению с 2011-2012 учебным годом выросло на 23% (с 125 до 163 человек).

      В 2012-2013 учебном году в 54 конкурсах, выставках и фестивалях различных уровней приняло участие 492 обучающихся, воспитанников Центра в возрасте от 6 до 18 лет, из них заняли :1 место – 42 человека, 2 место – 46 человек, 3 место – 26 человек.

      Активное участие в конкурсных мероприятиях принимали следующие педагоги: Патяева Е.И., Суворова Н.Б, Гаврина А.В., Игонина Ю.А., Карташева М.Ю., Горос М.Д., Половова Т.Н., Хисюков Р.З., Сультеева Ю.В., Климова О.Л.

      МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» создает необходимые условия для самореализации и самосовершенствования воспитанников, позволяющих им сделать выбор индивидуальной образовательной траектории,  обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, формирует и развивает творческие способности детей. В связи с этим в 2013-2014 учебном году администрация и педагогический коллектив Центра наметил для себя следующие задачи:

·       вовлечение воспитанников в творческую деятельность с использованием различных форм и методов взаимодействия;

·       увеличение охвата детей дополнительным образованием;

·       адаптация воспитанников в условиях Центра, в социальной среде;

·       сотрудничество и взаимодействие в различных формах родителей обучающихся и педагогических работников учреждения;

·       вовлечение  в социально-педагогическую деятельность максимально большее  количество педагогов и воспитанников;

·       повышение уровня  удовлетворенности обучающихся и их родителей содержанием и организацией учебно-воспитательной деятельности Центра.

      Анализ проделанной работы  позволяет сделать выводы, что поставленные в 2012-2013 учебном году  цели и задачи,  педагогический коллектив и администрация МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» в основном выполнили.  Решением педагогического совета,  протокол № 3 от 29 августа 2013 г., работа  МБУ ДОД «ЦДОД № 8» признана удовлетворительной.



Вернуться